В стихотворный цикл «Стихи о Москве» включено 9 небольших стихотворений, в которых Марина Ивановна Цветаева пишет о своём любимом городе.
Содержание
История создания
Поэтесса решила написать о своём родном городе по примеру других своих коллег. Анна Ахматова посвятила много произведений Петербургу. Этот город холодный и прекрасный. А Москва привлекала своей историей и своей неповторимой красотой. Жизнь в Москве меняет человека, а в эпоху Цветаевой город таил множество загадок.
Весь цикл «Стихи о Москве» написан в 1916 году. В нём описана старинная уютная, спокойная и царственная Москва дореволюционного периода. Молодую поэтессу Москва и глубокое чувство любви к этому городу вдохновляли на творчество. Цветаева включает в своё повествование разнообразные пейзажи. Её привлекают церкви, соборы, купола, иконы. Это не природа родного города, но поэтессе нужно подчеркнуть, что Москва — это средоточие духовного мира, глубокой веры.
Жанр, направление, размер
Цикл «Стихи о Москве» не подлежит определению к какому-либо литературному направлению. Цветаеву все требования направления тяготили бы и ограничивало бы рамками определённых требований. Поэтесса же считала себя бунтаркой в поэзии и жизни, ей нравилось писать так, как она считает, думает и видит.
Стихотворный размер определяется легко: это тоническое стихосложение с равным количеством ударений в строке. Родоначальником такого акцентного стиха явилось народное творчество. Таким стихом написаны только некоторые произведения, входящие в цикл, у других стихов чётко прослеживается разностопный ямб.
Весь цикл по жанру определяется, как ода. В цикле происходит воспевание города, поэтесса хвалит Москву.
Рифма в стихотворении, в основном, перекрёстная с чередованием мужской и женской.
Композиция
Каждое стихотворение из данного цикла несёт своё содержание, в котором прослеживается жизнь самой поэтессы. Лирической героиней во всех произведениях является сама Цветаева, она включает своё восприятие мира. Можно рассматривать отдельные стихотворения, а можно и как единое целое. Рифмовка не только параллельная, но и перекрёстная.
Образы и символы
С самого начала поэтесса пытается начать знакомство своих читателей с образом Москвы:
Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Столица, как живой организм, многое помнит, выражает своё отношение к тем, кто был связан с её судьбой.
Москва любит каждого, уберегая от беды, она представляется всем, как мать всех городов русских.
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём.
Иногда у поэтессы звучит угроза всем врагам. Почему же лирическая героиня играет роль заступницы Москвы? Этот город для поэтессы родной, он принял её, не стараясь изменить:
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Образы стихотворений часто сменяют один другого, их много, поэтесса смогла их всех раскрыть, обращаясь к православному христианству.
Темы
Стихотворения из цикла «Стихи о Москве» не сочетают в себе обширную тематику. Главное для Цветаевой — описать древнюю столицу. Москва — это город воинской славы, у неё богатое историческое прошлое. Столица очень красива. Она является душой, даже сердцем страны.
Без второй темы стихотворения были бы неполными. Поэтесса говорит о родственной связи города и героя. Текст нашёл место для ассоциаций, навеянных детством Цветаевой.
Проблемы, настроение
Проблема стихотворений одна: будущие перемены и их влияние на облик Москвы. Старый город манил, был дорог, поэтому городской житель, москвич, опасается тех изменений, которым суждено быть.
Настроение в стихотворениях особое, в нём ожидание и страх перед грядущими переменами. Всё же героиня радуется, для неё больше праздника в этих грядущих переменах, поэтесса любит свою страну, народ и, конечно, Москву. Настроение часто меняется: то резкая грусть, то радость.
Идея
Все тексты цикла «Стихи о Москве» содержат идею старинной Москвы, поэтесса выбирает возможность разговаривать с читателем на народном наречии. Это помогает настроить всех, кто прикоснётся к этим поэтическим произведениям, на то, что Москва — это не просто город, это основа русского духа, память о становлении всей России, её исторического прошлого. Сколько событий, важных для русского народа, произошло в этом городе! Цветаева призывает всех к уважению столицы, к защите её величия.
Средства выразительности
В цикле «Стихи о Москве» поэтесса использует любое средство фонетики, лексики, синтаксиса, чтобы сделать свои стихи максимально выразительными. Таким образом, строчки её стихотворений содержат:
- Аллитерацию: «Из рук моих — нерукотворный град // Прими, мой странный, мой прекрасный брат».
- Архаизмов не так много в текстах, но они позволяют говорить о величии города, потому что относятся к «высокому штилю».
- Ассонанс поэтесса использует с целью создания громкости строк (много звуков «а» и «о»), что придаёт стихотворениям эффект крика и зазывания. Так Цветаева добивается, чтобы её услышали («Рёв молодых солдат! Греми, громкое сердце!»).
- Эпитеты являются самым распространённым тропом у Марины Цветаевой. Благодаря этому средству город становится удивительным, живописным («багряные облака», «дивный град», «мирный город».
- Метафоры («звёздная часовня — приют от зол», «уронит Богородица покров»).
- Олицетворения («площади… мчат», «бессонные колокола», «город встанет»).