«Идёшь, на меня похожий…» (М. И. Цветаева) — анализ стихотворения

Серебряный век создал лучших русских поэтов. В их число входит Марина Ивановна Цветаева. Её женская поэзия необычна, так как в ней присутствует мужественность. Это передалось стихотворениям Цветаевой её характером. Поэтесса проявляет огромное мастерство, соединяя в произведениях лёгкость, мужественность и женственность.

История создания

Многие известные поэты и писатели любили Крым, у каждого было любимое место. Марина Цветаева для отдыха выбрала Феодосию. В Крыму поэтесса была очень счастлива. Марина встретилась со своим будущим мужем. У супругов родилась дочь, они часто навещали своего друга поэта Волошина. Её эмоции и переживания вылились в стихотворении «Идёшь на меня похожий…», написанном в 1913 году. Кому посвятила поэтесса стихотворение точно неизвестно. Никто и не пытался это определить, текст привлекал своей свободой, невероятной лиричностью и искренностью.

Жанр, направление и размер

Цветаевские стихотворения очень трудно отнести к какому-либо конкретному литературному направлению.

Стихотворение «Идёшь на меня похожий…» содержит грусть. Это произведение можно отнести к жанру элегии.

Размер стихотворения — трёхмерный дольник (два безударных слога расположены между ударными). Он как бы демонстрирует прерывистое человеческое дыхание (человек будто волнуется). Такой стихотворный размер часто используется поэтами, которые пишут в жанре элегии.

Рифмовка стихотворения перекрёстная.

Композиция

Поэтессу тревожили философские мысли о том, есть ли смерть, что будет с человеком после физической смерти. В стихотворении Цветаева выбирает монологичность повествования. Прохожий случайно зашёл на кладбище, а Цветаева желает поговорить с ним из-под камня, лежащего на могиле. Героиня призывает путника прочесть надпись на могильной плите, отведать растущей рядом земляники, набрать букет цветов. Даже после смерти природа дарит свои радости жизни.

Все части стихотворения прочно связаны друг с другом, в изложении событий чувствуется плавность и последовательность. Текст рассказывает о жизни человека и его смерти. Оно относится к философской лирике. Цветаева говорит своим читателям, что жизнью, данной каждому человеку, нужно дорожить, радоваться солнцу, возможностью жить. Придёт время, человек должен будет уйти. Это поэтессу нисколько не тревожит, не страшит. Данное стихотворение не говорит о смерти. Скорее всего, оно настраивает на спокойствие. В стихотворении 7 строф, они содержат обращение к случайно проходившему человеку. Весь текст — это монолог.

Образы и символы

Следует вспомнить миф о запретном плоде, когда начинается повествование о сборе плодов. К этому призывает людей голос из другого мира. В мифе таким плодом было яблоко.

В тексте плоды выступают символом преступной страсти. Лирическая героиня не выступает в виде змея-искусителя, она скорее всего добрая советчица, проявляющая заботу о человеке. А образ лирической героини ассоциируется с образом самой поэтессы. В произведении у поэтессы возможны самые разнообразные символы:

  • Прохожий — это символ будущих поколений.
  • В стихотворных строчках звучит просьба собрать букет. Какой букет цветов описывает Цветаева? Снова наблюдается символичность: в букет попадает лютик, то есть «куриная слепота», как символ зрения (из другого мира).
  • В букете собраны маки, что тоже символично: это сон, смерть, он — символ границы между мирами.
  • Золотая пыль — цвет родного и одновременно сказочного.

Темы

Тематика стихотворения не соответствует настроению. Цветаева выбирает главной темой своего произведения — смерть. А поэтесса говорит читателям о любви, о жизни, о том, как это нужно ценить.

Проблемы

Поэтессу тревожит кратковременность человеческой жизни. Эта основная проблема для Марины Цветаевой. Многое нужно успеть, о многом рассказать. Успеет ли всё это сделать главная героиня? Из-за быстротечности жизни иногда это становится невыполнимым.

Идея

Смысл стихотворения заключается в умении жить, наслаждаясь каждым днём, не грустя об ушедших днях, не чувствовать страха перед неизбежным. Делать жизнь яркой, интересной и насыщенной:

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Почему звучит такой призыв? Потому что смерти нет, для человека уготован другой мир.

Средства выразительности

Определённый ритм в тексте создаётся всеми возможными средствами.

  • Например, средство фонетики — аллитерация (тишину и спокойствие можно передать с помощью шипящих звуков в строчках):

Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

  • Приём диссонанса («прохожий – тоже, коже – прохожий» и т.д.).
  • Анафора:

«И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…»

«Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь».

  • Инверсия: «идёшь, на меня похожий», «я слишком сама любила».
  • Эпитетам отведена особая роль: «стебель дикий», «золотая пыль».
  • Метафора: «как луч тебя освещает!».
  • Интересно олицетворение, в котором голосу предоставляется право испытывать чувство: «не смущает».
  • Архаизм: «глава».

Рассматриваемое произведение ярко демонстрирует особенности творчества Марины Цветаевой. Читатели на его примере видят, как поэтесса открывает свою душу, рассказывая о своём самом сокровенном.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *