Пётр Петрович Фердыщенко в романе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» продолжил шествие глуповских градоначальников. Характеристика образа Фердыщенко дана автором в трёх главах романа: «Голодный город», «Соломенный город» и «Фантастический путешественник».
Содержание
Фердыщенко: кто он?
Значение этой фамилии неизвестно. Скорее всего, писатель услышал в ней неблагозвучие и дал её этому неприглядному персонажу. Фердыщенко происходил из простых крестьян. Раньше он был денщиком князя Потемкина. Денщи́к — казённая прислуга в русской армии и флоте до 1917 г. Это солдат при офицере или чиновнике. В романе он описан уже как пожилой человек, старик. Но при этом большой любитель женщин и сластолюбец.
Фердыщенко был весьма ограниченного ума, к тому же ещё и косноязычен (с дефектом речи). Глуповцы называли его «гунявый».
Деятельность на посту градоначальника
Фердыщенко правил Глуповым с 1772 по 1779 гг. в звании бригадира. Обязанности градоначальника исполнял кое-как, даже недоимки запустил. Но до 1776 г. его правление было спокойным: город не горел, жители не голодали, эпидемий и падежей скота не было — в общем, благоденствие было налицо. Его приписывали в качестве заслуги градоначальнику. При этом он ничего такого для этого благоденствия не предпринимал, а даже наоборот: никогда ни во что не вмешивался, дань с жителей брал умеренную, в обхождении был очень прост — мог запросто зайти в кабак, чтобы поговорить с подчинёнными, играл с ними у себя на крыльце в карты. Любил хорошо поесть.
Народ города Глупова о своём градоначальнике отзывался с восторгом. Его любили «за простоту». К жителям Глупова он обращался ласково: «братик-сударик». При этом не стеснялся их сечь. Или отнимал последнюю корову за недоимки тоже с такими ласковыми словами.
Но в начале 1776 г. в Фердыщенко как будто вошёл бес. Лень и добродушие с него как рукой сняло, а вместо этих качеств появились новые: деятельность и настойчивость. Он сбросил с себя свой извечный замасленный халат, облачился в вицмундир и стал выдвигать к обывателям новые требования. Всё это произошло по причине того, что он влюбился в замужнюю женщину Алёну Осипову и решил силой увести её от мужа. Сначала она сопротивлялась, но потом поняла, что это бесполезно, и смирилась. Мужа её отправили на каторгу в Сибирь.
Грехи бригадира Фердыщенко отразились на глуповцах: началась засуха. Урожай погиб, люди и скот голодали и умирали. Жители шли к градоначальнику с просьбой о помощи. Он начал задумываться о том, что причиной этого бедствия стала Алёнка, и позвал священника. Тот рассказал библейскую историю о том, как за свои пороки жена израильского царя Ахава — Иезавель — была отдана на растерзание псам.
Алёнку сбросили с колокольни, назвав её главной причиной бедствий, обрушившихся на город Глупов. А всё, что от неё осталось, растащили голодные псы.
Дальнейшие любовные приключения Фердыщенко
После гибели Алёнки градоначальник не утихомирился и снова влюбился — на этот раз в распутную Домашку. Новый грех стал причиной пожаров, уничтоживших полгорода.
Содержание главы «Соломенный город» даёт основание подразумевать в лице Фердыщенко Александра II, при котором в 1862 г. произошли пожары. Тогда правительство обвинило в этом «нигилистов» и студентов, многих из них арестовали. Но позже появилось мнение, что эти пожары были организованы полицией в качестве провокации.
Возможно, прообразом Фердыщенко был А.Д. Меншиков, известный политический деятель XVIII в. Его карьера началась со службы денщиком у императора Петра I. Он был предан царю, но очень проворен, сумел обрести власть, славу и богатство. Его любовь к похождениям и излишествам была известна всем, в том числе и самому Петру I.
Но Фердыщенко всё-таки покаялся за своё поведение и сказал: «… оставляю я мою дурость на веки вечные, и сам вам тоё мою дурость с рук на руки сдам!» Гулящую Домашку жители приняли назад «в общество» с великим удовольствием, при этом от радости били в тазы и в сковороды, бегая по улицам.
Последнее путешествие Фердыщенко
После всех этих происшествий градоначальник решил путешествовать. Но для путешествий выбрал странное место — городской выгон, в котором не было никаких достопримечательностей, кроме нескольких навозных куч. И здесь, на выгоне, уже слабоумный градоначальник начал упрекать глуповцев в том, что у них не развито мореходство и судоходство, стал печалиться о том, что даже никаких промыслов у них нет. И начал их учить: «Вам бы следовало корабли заводить, кофей-сахар развозить, а вы что!»
Но налоги с мужиков всё-таки взял.
Во время обеда он съел много лишнего и умер от обжорства: ел, пил, пока его не хватил удар…
Описывая путешествие Фердыщенко по городскому выгону, Щедрин высмеивает любовь российских монархов к путешествиям по империи, в которых демонстрировалась ложная преданность народа царям.
Вывод
М. Е. Салтыков-Щедрин делал много комментариев и пояснений по поводу своего романа «История одного города». Он хотел, чтобы читатели правильно поняли значение этого произведения — не ради забавы оно было создано. В одном из комментариев он писал: «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия».
Образ каждого из градоначальников отражает извечные пороки людей у власти. Многие из персонажей романа имеют исторические прототипы.
Образ Фердыщенко олицетворяет наглость и лицемерие правительства, когда за ласковым обхождением кроется то же содержание, что и за деспотическим характером.
Но в романе сатира направлена не только на градоначальников. Да, они безобразны и карикатурны. Но не только одни начальники составляют основу всех несчастий русской жизни. Не менее виновны в этом и обыватели, чуждые всякой инициативы и самостоятельности. Против этой всеобщей народной инертности и направлены более всего стрелы сатиры Салтыкова-Щедрина.
Характеристика образа Фердыщенко может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.