Противоречивые и метущиеся натуры всегда были, да и сейчас являются излюбленным «человеческим материалом» литераторов. Ведь такого героя можно по-разному показывать в динамике, он интересен и неоднозначен в любой ситуации. И характеристика образа Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» — это средоточие сомнений, противоречий и терзаний.
Содержание
Внук турчанки
Если главного женского персонажа, Аксинью Астахову, Михаил Шолохов, описывает на протяжении почти всего романа, прибегая к своего рода «вспышкам» с несколькими фразами, характеризующими какие-то черты героини, то Григорий Мелехов удостоился полного описания.
Свою внешность персонаж получил от отца, Пантелея Прокофьевича, и от бабки, пленной турчанки. Он был выше и осанистее своего старшего брата, Петра. Кожа его была смугла, нос — «коршунячий», а улыбка — «звероватая».
Литературоведы и по сей день много спорят о вероятном прототипе Григория Мелехова. Называлось немало донских казаков, живших во время действия романа-эпопеи «Тихий Дон» (1912–1922 годы), которые были знакомы с Михаилом Шолоховым или о существовании которых он знал, и имевших в своих биографиях сходные черты с биографией Мелехова. Но в наибольшей степени, наверное, правы те исследователи творчества писателя, которые считают, что Григорий Мелехов — всё-таки собирательный персонаж, обобщённый образ донского казака, олицетворение тернистого пути всего этого народа в горнилах Первой мировой войны, судьбоносных событий 1917 года и Гражданской войны. Что же касается схожести фактов биографии литературного персонажа с фактами биографий реальных людей, то, по сути, биография Григория Мелехова — универсализированная биография и донского казака, и любого другого жителя России того времени. Ведь миллионам людей пришлось пройти через боль, страдания, потери, разочарования.
Михаилом Шолоховым создан очень колоритный и живой персонаж — яркий, запоминающийся. Но биография взята, так сказать, усреднённая, чтоб показать читателю в концентрированном виде, что пришлось в те годы пережить и перетерпеть большинству русских людей.
Средоточие противоречий
Противоречивость натуры Григория проявилась уже в начале произведения. Полюбив Аксинью, он безоглядно бросился в омут страсти, став совершенно равнодушным к слухам и пересудам за спиной. Но в то же время подчинился воле родителей и женился на Наталье Коршуновой, влюблённой в него. В этом браке родились двое детей, семейная жизнь сулила неплохие перспективы. Но Григория тяготило отсутствие любви. Вернее, отсутствие любви к Наталье, чего он от неё не скрывал, и неимоверной силы любовь к Аксинье Астаховой. И молодой человек снова решается на отчаянный поступок: уезжает вместе с Аксиньей в соседнее село.
Но начавшаяся Первая мировая война положила конец, казалось бы, обретаемому счастью. О том, чтоб не пойти на фронт, не могло быть и речи. Ведь какой же он донской казак, если не пойдёт на войну?
И на фронте под влиянием окружающей действительности Григорий Мелехов сначала проявляет себя, как и тысячи солдат, попавших в ту лютую «мясорубку». Поначалу он смел, отважен и даже в чём-то безрассуден. Это не ускользает от внимания командования, и храброго воина награждают Георгиевскими крестами.
Но вынужденно совершенное им убийство солдата-австрийца не просто потрясает его, а приводит к внутреннему перелому. Он в памяти своей многократно возвращается к тому поступку, не единожды мысленно казнит себя. И в итоге понимает, что война, ратные подвиги и непременные убийства (так сказать, неизбежные издержки ради славы) — совсем не его история, все это ему глубоко не по душе. И он начинает вести себя совершенно иначе: спасает врага, пытается защитить девушку от насиловавших её своих же однополчан. Его поражают жестокость, безнаказанность, мародерство.
Противоречивость натуры Григория Мелехова проявляется и в той части романа, когда герой участвует в событиях Гражданской войны. Он неистово мечется между белыми и красными, не находя того, что устроило бы его окончательно и бесповоротно.
Вывод
Противоречивость и мучительные метания главного героя «Тихого Дона» — это, по сути, неистовый поиск правды. Образ Григория Мелехова — один из ярчайших образов праводоискателя в русской литературе. В самые бурные и судьбоносные для России годы отчаянно мятущийся донской казак искал высшую правду и высшую справедливость. Но, потеряв практически всё, в том числе — и веру в существование правды и справедливости, вернулся домой. Читателю неведомо, как продолжилась жизнь этого человека. Завершая рассказ о Мелехове, Шолохов поставил не точку, а троеточие. Возможно, оставлял шанс, надежду. А, возможно, просто жалел своего настрадавшегося персонажа.
Характеристика образа Григория Мелехова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.