«Лебёдушка» (С. А. Есенин) — анализ стихотворения

Сергей Александрович Есенин — «певец русской природы», поэт, чья лирика посвящена России, прекрасным родным пейзажам, любви к женщине, ко всему живому.

История создания

Стихотворение «Лебёдушка» относится к раннему творчеству Есенина. Оно написано в 1917 году, впервые опубликовано в том же году в № 5-6 журнала «Доброе утро».

В «Лебёдушке» много печали, драматизма. Это небольшое произведение создано в фольклорном стиле.

Жанр, направление и размер

«Лебёдушка» относится к жанру эпического стихотворения, так как произведение имеет сюжет и образы-персонажи.

Стихотворение относится к литературному направлению модернизм, а точнее, к модернистской категории «новокрестьянская поэзия», представители которой обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество.

Размер стихотворения — пятистопный хорей; рифмы неточные. Слова красиво звучат, последние слоги создают мягкость, лёгкость.

Композиция

В «Лебёдушке» 28 строф, все их можно разделить на несколько смысловых частей:

  1. Пролог, который начинается с описания места действия. Первые три четверостишия уделяют внимание природе.

В первой строчке присутствует повтор существительного «лес», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что свойственно жанру былинного сказания.

  1. Следующая часть — экспозиция. В повествовании появляется лебёдушка с детками, которая получает сравнение с зоренькой. Есенин пишет о гармонии природы, о заботе матери, о её страхе за своих детей.
  2. Завязка присутствует в 3-ей части. Поэт рассказывает читателю об опасностях, беспокоящих материнское сердце. Появляется злой герой – орёл.
  3. Кульминацию содержит четвёртая часть. Орёл нападает на лебёдушку, которая самоотверженно защищает своих птенцов.
  4. Эта часть выполняет роль развязки. Ведь опасности не исчезли, они там, где хищники, только теперь некому будет защитить малышей.

Образы и символы

  1. Символом материнства и красоты в произведении является лебёдушка. Этот образ считается центральным. Читатель встречается в стихотворении с образом нежной зореньки («Подымалась красна зорюшка…»).
  2. Лебедь с птенцами — это символ торжества жизненных сил.
  3. Образ озера, где и разворачиваются главные события повествования, является символом женского начала, очищения и исцеления. А лилия — символ жертвенности любви матери.
  4. Так или иначе все поэтические образы связаны одной темой — материнство. Всё в жизни должно бороться со злом, но орёл всегда был символом мудрости и победы. Есенин вынужден был соединить орла с тучей, чтобы воссоздать образ трудностей и препятствий, делая из орла антигероя.
  5. Появившаяся и несостоявшаяся добыча орла – змея – символизирует продолжение жизни, существование охотников и тех, кто будет вечно от них скрываться.

Стихотворение изобилует символами:

  • белые крылья лебёдушки — свобода, защита;
  • роса — слёзы матери.

Темы

Главная тема стихотворения «Лебёдушка» – любовь материнская, которая не знает страха. Автор говорит, что дети нуждаются в защите, так как они уязвимы. Всё стихотворение трагично заканчивается, но даже на фоне гибели прекрасной лебёдушки Есенин смог заговорить о светлом, так как лебедята выжили, они вырастут и превратятся в прекрасных птиц.

Также Есениным раскрыта тема природы. Описание зари, птиц, змеи, деревьев, травы, камышей, озера очень поэтично.

Идея

Основная мысль стихотворения «Лебёдушка» заключается в том, что порой и людям, и животным приходится терять самое дорогое, терпеть боль, получать раны. Но такова жизнь.

Средства выразительности

Средств выразительности у Есенина много, они все интересны, необходимы для раскрытия каждого образа стихотворения:

Эпитеты («радуга ясная», «яркое пламя», «роса жемчужная», «луг пестреющий», «крыло могучее» и другие).

Сравнение («выплывала, словно зоренька», «пролегла струя лентой», «орёл, как точка чёрная», «летели перья белые, словно брызги»).

Метафора («загорались сосны», «волны пряные», «слёзы горькие», «бросал глазами молнии»).

Олицетворение («наряжали сосны», «прилегла трава», «камыши, склонясь, шепталися»).

Фразеологизмы («трава-муравушка»).

Можно ещё упомянуть анафору, лексический повтор, разговорную лексику, инверсию и параллелизм.

Анафора стихотворения используется Есениным звуковая:

  • «Позади…»;
    «Подвигались…»;
  • «Погулять…»;
    «Пощипать…»;
  • «Побежали…»;
    «Понеслись…».

Лексический повтор использован автором ненавязчиво: «из-за леса, леса тёмного».

Разговорная лексика употребляется не так часто, например: «хорониться».

Инверсия — это необычное средство выразительности, но Есенин мастерски вставляет инверсию в своё повествование: «подымалась красна зорюшка», «загорались ярким пламенем сосны, старые, могучие».

У Есенина нет ни одного слова случайного. Каждое сочетание слов имеет своё значение. В стихотворении яркие лучи солнца получили название покрывал златотканых, водная поверхность стала гладью зеркальною, а спокойно протекающие ручьи получили красивое прилагательное «тихозвонные». Произведение стало олицетворением певучести и нежности.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *