Хозяйка Медной горы — образ и характеристика героини сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»


Характеристика образа Хозяйки Медной горы в сказе Павла Бажова довольно сложна, т.к. сложен сам этот образ: то ли это девушка, то ли ящерица, то ли то и другое одновременно… Значение этого образа также неоднозначно.

Хозяйка — главная героиня сказа П. Бажова. Это мифическое, волшебное существо, охраняющее богатство местных рудников.

История создания образа

Писатель создал свой фантастический персонаж на основе уральских легенд, которые гласили о том, что у Медной горы (неофициальное название Гумёшевского рудника Уральских гор) существует дух-хозяйка, которая охраняет запасы ценных минералов. На гербе уральского города Полевской запечатлён этот фольклорный образ — ящерица с короной.

Гумёшевский рудник стал известен в XVIII в. Он был главным поставщиком малахита на Среднем Урале.

В зависимости от ситуации Хозяйка Медной горы может принимать вид девушки или ящерицы.

Встреча со Степаном

Степан — молодой парень. Он ещё не женат, но у него есть невеста Настя. Степан с напарником пришёл проверить готовность травы на покос. Прилёг отдохнуть, уснул, и тут его как будто кто-то толкнул под бок. Так он впервые увидел Хозяйку Медной горы.

Она попросила его передать приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника. А когда закончила разговор, превратилась в ящерку с человеческой головой и сказала, что если выполнит он её поручение, то выйдет она за него замуж. Он плюнул, назвал её поганью, но она только расхохоталась.

Степан сделал, как она велела. Его выпороли и опустили в гору добывать руду. А приказчик потребовал ещё большую дань малахитом. Но в этом парню помогла Хозяйка. И спросила, согласен ли он жениться на ней. Но у Степана была невеста, и он сказал ей об этом. Красавица не только не рассердилась на него, но даже похвалила за верность. А сама расплакалась при расставании, а слёзы её превратились в драгоценные камни, она отдала их Степану.

Внешность и поведение девушки

Степан увидел прекрасную девушку невысокого роста с косой, в которую были вплетены ленты из тонкой позвякивающей меди. Коса её была иссиня-чёрного цвета и казалась прилипшей к спине. Фигура у неё была ладная, а платье поражало необыкновенной красотой: как будто сшито было из шёлкового малахита. Цвет его постоянно менялся: то, как стекло, блестит, а то вдруг станет бесцветным, а потом засверкает алмазной россыпью или станет красного медного цвета, а затем снова появляется оттенок зелёного шёлка. Самая красивая крестьянская девушка не смогла бы сравниться с ней красотой.

Эта красавица очень подвижна, непоседлива и смешлива. Со Степаном она разговаривает весело, с шутками и улыбкой. Её речь часто бывает насмешливой.

Местные жители считали, что с ней лучше не вступать в разговор, т.к. она может околдовать человека. Она обладает ясновидением, например, знает, что невесту Степана зовут Настей, хотя он не произносил её имени. Хозяйка в курсе всех дел и событий, которые происходят на руднике: она каким-то образом узнала, что Степана посадили на цепь под землёй за его поступок.

И войско у неё своё есть, состоящее из бесчисленного количества разноцветных ящериц. Собирает и распускает это войско она хлопаньем в ладоши.

Хозяйка может любую ценную руду превратить в обычный камень и наоборот. Она крепко держит своё слово и считается покровительницей рудокопов.

Хозяйка очень богата, но все её владения находятся в рудниках под землёй. Эти владения она показывает Степану и за его помощь щедро его благодарит — дарит невесте Степана большую малахитовую шкатулку, в которой собраны всевозможные женские украшения: кольца, серьги и др.

Внешность ящерицы

Преображение в ящерицу у девушки происходило быстро: она вскочит с места и быстро начинает взбегать по камню, а руки и ноги у неё тут же превращаются в зелёные лапы, появляется хвост, а вместо косы на спине видна только чёрная полоска. Голова же остаётся человечьей. Ростом эта ящерица была очень большой, других таких ящериц в этом месте никогда не видели.

Отношения Хозяйки Медной горы и Степана

Степан приглянулся этой волшебнице, и она попросила его помощи для спасения Красногорского рудника. Степан выполнил её просьбу, и тогда она помогла ему и его невесте стать свободными (освободиться от крепостного права). При прощании она просит, чтобы он её не вспоминал. Но Степан не может её забыть: грустит и тает на глазах. Он увлёкся охотой, но это был лишь повод для того, чтобы ходить на рудник и видеть Хозяйку. Там он и умирает. После долгих поисков его нашли мёртвым у того высокого камня, где он впервые встретился с красавицей. Автор пишет: «…лежит, ровно улыбается, и ружьишечко у него тут же в сторонке валяется, не стрелено из него». А волшебница в образе ящерицы плачет над ним. Похоже, что она полюбила Степана.

Хозяйка не благоволит начальству, богатым и их прислужникам, её привлекают только смелые и свободолюбивые люди.

Автор сказа заключает, что встреча с ней никому не приносит счастья: ни плохому, ни хорошему человеку.

Вывод


Главная героиня сказа — мифический образ хозяйки Уральских гор. Мастеровитому, работящему человеку она открывает тайны своих богатств и помогает их найти, но для этого он должен выполнить её условия. Если они не выполнены, то работника покидает мастерство. Образ Хозяйки Медной горы — символический, он предостерегает от жадности, поощряет верность слову и мастерство.

По мнению исследователя устного творчества и языка народа коми Ф. В. Плесовского, её образ близок мифологическому образу Матери-земли. С точки зрения психоанализа, это зловещий двойник и антагонист патриархальной Родины-Матери (М. Н. Липовецкий).

Некоторые фольклористы считают этот образ инфернальным (демоническим, адским, дьявольским).

Характеристика образа Хозяйки Медной горы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.