Как и многие произведения Александра Исаевича Солженицына, рассказ «Матрёнин двор» основан на реальных событиях, на впечатлениях автора. Герой-рассказчик несёт в себе многие автобиографические черты автора: его лагерное прошлое, учительство в сельской школе, писательство. Матрёна Васильевна Григорьева — центральный персонаж рассказа. Это образ простой русской женщины, крестьянки, «праведницы», как говорит о ней автор, одной из тех, без которых не стоит ни село, ни город, ни страна. Автор даёт подробнейшую характеристику образа Матрёны, вникая во все детали её нехитрого быта, передавая особенности речи, повествуя о нелёгкой судьбе. Ему важно, чтобы читатель проникся мыслью, воплощённой в образе.
Содержание
Двор Матрёны
Символично название рассказа. Двор Матрёны Васильевны, её дом и подворье являются своеобразным отражением натуры хозяйки, её судьбы. Здесь прошла вся её жизнь, здесь она трудилась и рожала детей, ждала с войны мужа, любила и страдала. Матрёнин двор, как это ни парадоксально, стал причиной гибели героини. Она умирает из-за разобранной горницы, части дома, давно обещанной приёмной дочери Кире.
Дом Матрёны поражает скудостью убранства, почти запущенностью, в нём нет создающих уют обывательско-мещанских мелочей: бумажных цветочков вокруг фотографий и открыток на стене, салфеточек, вышитых скатертей и наволочек. Женщина не слишком озабочена созданием уюта в своём доме, не любит готовить. То, что подаётся на стол, не отличается ни разнообразием, ни вкусом.
Дело вовсе не в лени хозяйки. Она труженица по природе. Труд — средство от невзгод, отдых, способ забыть об обидах и единственно возможный смысл жизни. Работа возвращает на её лицо добрую улыбку. Если Матрёна Васильевна не занята на огороде, то идёт в лес за ягодами, за травой для козы, или, взяв мешок, отправляется за торфом. Никогда не откажет ни родне, ни соседям, ни колхозу в помощи и будет с полной отдачей трудиться на чужом участке, не прося за это никакого награждения. Просто ей жаль времени для себя, собственного уюта и благополучия. Она привыкла довольствоваться малым, самым необходимым.
Судьба
Судьба не была ласкова с героиней. Не сложилось у Матрёны ни с супружеством, ни с материнством. Две войны прошлись катком по её жизни. Первая мировая разлучила с женихом Фаддеем, на Второй мировой пропал муж. Шестеро детей умерли в младенчестве.
Жизнь Матрёны типична для сурового времени, в которое ей выпало родиться. Безропотно принимает она обрушивающиеся на неё несчастья и находит утешение в безвозмездной, щедрой, от души помощи окружающим. Берёт на воспитание дочь своего несостоявшегося жениха Киру. Государство, на которое всю жизнь за мифические трудодни гнула спину Матрёна, на старости лет оставляет её в нищете, год от года уменьшая участок земли при доме, подталкивая к воровству, выплачивая мизерную пенсию. Да и ту вечная труженица и бессребреница начинает получать лишь в конце жизни. Колхоз, который регулярно в страду пользуется её бесплатным трудом, не обеспечивает даже топливом на зиму, и ей приходится воровать торф, рискуя на старости лет оказаться под судом.
Так раскрывается основная тема рассказа – жизнь праведника и труженика в нашей стране.
Праведник среди людей
Делать что-то для людей, забывая о себе, — это постоянная потребность героини. Но жизнь праведницы, не заслуживает ни уважения в глазах окружающих, ни даже внимания. Односельчане и родня считают её не совсем нормальной, не стесняются пользоваться её добротой. Даже после её смерти думают о том, как урвать лишний кусок от её скудного добра, как отвести от себя обвинения в её гибели. Похороны Матрёны превращаются в своеобразное представление: над телом родственники в форме плача произносят обвинительные или оправдательные монологи, обращённые больше друг к другу.
Гибель Матрёны не заставила людей задуматься о том, что между ними жил человек праведный, чистосердечный, не имеющий на совести ни единого пятна. Герой рассказа с удивлением слышит сплетни и домыслы о жизни покойной. Людям по непонятной ему причине хочется запачкать имя единственного между ними чистого человека. Горький путь праведника русской земли, не заслужившего ни уважения, ни понимания, оставшегося незамеченным, даже осуждаемым, — такова основная идея рассказа Солженицына. Вместе с тем, рассказ отнюдь не безрадостен. В нём выражается уверенность, что таких Матрён много живёт в русской земле, и потому она ещё стоит и не оскудевает добрыми людьми.
Вывод
Не обременяя никого заботой о себе, героиня всю жизнь трудилась. Часто не для себя, для других. Она никогда не ждала благодарности от мира или людей, не пыталась добиться чего-то обманом, хитростью. Даже в молодости не гналась за достатком, за вещами, за нарядами. «Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила…». Автор отмечает природную чуткость, деликатность героини, отзывчивость души на всё доброе, светлое, настоящее. В ней нет и никогда не было зависти, злости, обиды на несправедливость судьбы. Образ Матрёны воплощает в себе лучшие черты русского народа, жителей сельской глубинки: прямодушие, честность, незлобивость, открытость миру и стойкую независимость совести, не замутнённой ни мелочной расчётливостью, ни ложью.
Характеристика образа Матрёны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.