Анна Сергеевна Одинцова — образ и характеристика героини романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Образ Анны Одинцовой важен в романе не сам по себе, но в контексте судьбы Евгения Базарова. История его любви к Одинцовой показала нежизненность принципов нигилизма, которыми был увлечён этот герой.

Характеристика образа Анны Одинцовой дана Тургеневым достаточно полно, но его личное отношение к героине не выражено так однозначно, как, например, к Фенечке.

Первое знакомство с героиней

Впервые Базаров (а вместе с ним и читатели) увидел Одинцову на балу у губернатора. Аркадий танцевал плохо, а Базаров совсем не танцевал, поэтому они во время танцев примостились в уголке. Они увидели в дверях зала женщину, которая привлекла их внимание. Она была довольно высокого роста, с достойной осанкой, спокойным взглядом и чуть заметной улыбкой. Аркадия поразил её облик, и Базаров обратил на неё внимание, но с присущим ему цинизмом в отношении женщин спросил: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».

В разговоре с Одинцовой Аркадий с таким восторгом рассказывал о Базарове, что она заинтересовалась им и пригласила приятелей к себе в гости сначала в гостиницу, где она остановилась, а затем в своё имение Никольское.

Из прошлой жизни героини


Анна Сергеевна Одинцова (в девичестве Локтева) — 28-летняя вдова. За богатого помещика Одинцова она вышла не по любви, а потому что мечтала избавиться от нищеты. Своего мужа Анна «едва выносила». После его смерти она стала наследницей большого состояния. В её имении был хороший дом, сад с оранжереями, и всем этим она управляла сама.

Её отец был красавцем, аферистом и игроком, проигрался и поселился в деревне, оставив двум дочерям, Анне и Катерине, маленькое состояние. Мать их умерла.

Анна получила в Петербурге хорошее образование, но не была приспособлена к деревенскому быту, поэтому вначале ей было тяжело. Но в деревенском уединении она не теряла даром времени — читала, воспитывала младшую сестру.

Случайно она познакомилась с 46-летним богатым помещиком, который сделал ей предложение, и вышла за него замуж. Через 6 лет он умер, оставив ей всё состояние.

Она редко выезжала из Никольского. В губернии её не любили, как и отца, и рассказывали о ней разные небылицы, но она на это никак не реагировала, всегда была спокойна и сдержанна, даже холодна. «Спокойствие все-таки лучше всего на свете», — говорила она.

Внешность и характер

Одинцова красива, выглядит даже младше своего возраста — Тургенев подчёркивает девическое выражение её чистого и свежего лица. Волосы она гладко зачёсывала за уши и открывала высокий лоб.

Движения Одинцовой плавны и естественны.

Она умная женщина (по словам Базарова, «баба с мозгом»), умела скрывать свои чувства, её лицо было приветливым, но невозмутимым. Анна Сергеевна умела с участием выслушать человека, но сама говорила мало. Некоторую её холодность Базаров охарактеризовал словом «замороженная».

Многие считали Одинцову прелестной женщиной, особенно восхищался ею Аркадий. Сестра Катя говорила, что Анна очень горда и более всего дорожит своей независимостью. К природе Одинцова, в отличие от Кати, была равнодушна, но любила роскошь и комфорт, неспешную жизнь, порядок и чистоту.

К светской жизни Анна Сергеевна также была равнодушна и избегала поездок в город. Ей всего 28 лет, но она признаётся, что уже устала от жизни и чувствует себя несчастной. У неё нет охоты жить. Возможно, усталость от жизни появилась оттого, что она никогда никого не любила. Когда в неё влюбились молодые приятели Аркадий и Евгений, она не ответила взаимностью ни одному из них: Аркадий был слишком молод для неё, а Базаров слишком сложен. Некоторые чувства к нему у неё всё-таки возникли, но она выбрала спокойствие. Базаров понимал, что госпожа Одинцова хочет полюбить кого-то, но в силу характера не способна на это, и в этом её несчастье.

Сам же Базаров, отрицавший любовь и заменявший её физиологией, сразу же, при первой встрече с Одинцовой, испытал к ней некое чувство, которое его самого сконфузило. Он рассердился на себя, подумав: «Вот тебе раз! бабы испугался!» и начал говорить преувеличенно развязно.

Именно с этого момента начинается внутренний конфликт Базарова и его постепенный отход от принципов нигилизма.

Базаров и Одинцова

В имении Анны Сергеевны Одинцовой Аркадий и Базаров провели около двух недель. Евгений влюбляется в Одинцову, но своё чувство пытается скрыть. Она тоже не безразлична к нему.

Чем же привлёк Базаров холодную барыню Одинцову?

Конечно же, своей неординарностью. Ей интересно с ним, она тоже сильно отличается от женщин светского общества губернского города, которое её не привлекает, и она там чувствует себя чужой. И вот появился человек, не похожий на других, смело выражающий свои взгляды, имеющий на всё своё мнение. Конечно, он мог заинтересовать умную Одинцову. Она, возможно, готова полюбить Базарова, но эта любовь и притягивает, и страшит её.

А молодой нигилист и вовсе не готов к этому чувству, он его отрицает и не может допустить в себе. К тому же Базаров не знает, как вести себя с женщиной, в его готовые нигилистические схемы это чувство не укладывается: в любовь он не верит, но не понимает, что за томление испытывает. Сцена признания в любви Базарова к Одинцовой описана автором как мучительный процесс: это не просто любовь, а любовь-злоба. Он злится на неё и на себя самого за слабость. Он не ожидал, что в его душе может возникнуть чувство, которое он высмеивал в других.

И хотя Анна Сергеевна обладает всеми привлекательными для женщины качествами, она не способна на искреннюю, всепоглощающую любовь, на безрассудный поступок. Она понимает, что Базаров не может дать ей то, в чём она нуждается: покой, комфорт, гармонию.

Они расстаются. Но любовь в душе Базарова всё-таки восторжествовала: умирая, он хочет видеть именно Одинцову.

После смерти Базарова Анна Одинцова выходит замуж. Вот как об этом сообщает автор: «…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению…». Однако далее он выражает надежду на то, что супруги могут дожиться до счастья и до любви, т.к. живут в ладу друг с другом.

Вывод

Благодаря истории любви к Одинцовой легче понять характер Базарова во всей его неоднозначности.

Во-первых, Базаров — не такая уж цельная натура, какой она казалась в первой части романа.

Во-вторых, автор не разделял нигилистических убеждений Базарова, но и сам их не совсем понимал. Поэтому образ Анны Одинцовой был создан им не случайно: благодаря любви к этой женщине Базаров сам постепенно отходит от нигилистических принципов, которые так убеждённо и настойчиво проповедовал в начале романа.

Перед самой смертью Базаров примирился сам с собой, смягчился, открылся для любви — всё это произошло благодаря встрече с Одинцовой.

Характеристика образа Анны Одинцовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *