Остап и Андрий, два сына Тараса Бульбы, — яркие, незабываемые персонажи, создающие неповторимый колорит повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Они похожи, но судьбы их различны. Смерть обоих юношей трагична, но обусловлена совершенно разными причинами, вызывает противоречивые чувства и имеет далёкие друг от друга последствия. Почему смерть Андрия не вызывает у Тараса такой острой тоски, как гибель старшего сына, позволяет понять характеристика образа Остапа.
Содержание
Детство и юность
Упрямство и бунтарские задатки — вот качества, отмечавшие Остапа с самого детства. Сверстники мальчика, его брат Андрий тоже осознают бесполезность учёбы в киевской бурсе, мечтают о Сечи, хотят поскорее войти в казацкое братство. Однако один Остап трижды закапывает букварь, настаивая на своём праве не тратить времени на обучение. Это не нужно воину. Пусть никто не поддерживает этот бунт против общепринятого порядка, Остап прекращает его, только поняв, что лишь после учёбы увидит Запорожье (так твёрдо решил его отец).
В этом несколько забавном эпизоде проявляется ещё одна черта героя, присущая ему с детства. Он убеждён в бесполезности образования, но, принявшись за ученье, очень скоро становится одним из лучших. Остап ни к какому делу не относится спустя рукава. Если он за что-то взялся, занимается этим всерьёз. Основательность, ответственность, понимание своего долга — главные качества его характера.
Наравне с другими бурсаками персонаж участвует в налётах на рынок, в нападениях на чужие сады и прочих проказах. У него нет живого ума и развитого воображения Андрия, поэтому Остап редко становится зачинщиком опасных мероприятий. Но поддержать предприимчивых товарищей, присоединиться к опасной выходке старший сын Тараса Бульбы готов всегда. Находчивость Андрия нередко помогает ему избежать наказания в случае провала. Остап же словно считает ниже своего достоинства искать лазейки, чтобы остаться безнаказанным. В этом есть некое достоинство: честно принять заслуженное, не пытаясь хитрить.
Волшебная пора юности, заставлявшая Андрия искать одиночества и часами бродить по улочкам Киева, мечты и волнения в предвкушении любви обошли Остапа стороной. Он не так эмоционально богат, как брат. Трогательные моменты возвращения в родной дом после долгого отсутствия и прощания с матерью на следующее же утро героя задевают меньше, чем младшего брата. Юноша по-казацки прямолинеен и прост. Его душа не знает тревожных метаний, сомнений, колебаний.
Сечь
Бульба далёк от мысли по-отечески опекать юношей в новой для них обстановке. Но заботиться о сыновьях и не пришлось. Попав на Запорожье, герои очутились в своей стихии и быстро заслужили уважение товарищей за смелость, веселость, решительность. Тренируя навыки боя, состязаясь с другими казаками в играх, плавании, охоте, борьбе, они неизменно оказываются среди лучших. Наблюдающему за сыновьями старому полковнику не терпится увидеть их в бою.
Война
Молодые казаки воодушевлены общим патриотическим пафосом и сражаются с полной самоотдачей. Обоим Тарас пророчит славное воинское будущее. Однако предпочтение отдаёт хладнокровию и осознанному мужеству Остапа. Настойчивый, упрямый и сдержанный молодой казак привык обдумывать и взвешивать свои поступки, отвечать за них. В том, как он умеет просчитать выгоду манёвра, отступить для того, чтобы вернее атаковать снова, в зоркости его взгляда, позволяющего мгновенно понять и оценить обстановку на поле боя, в самоотверженной преданности атаман видит задатки будущего полководца. Он не ошибается: полк единодушно избирает Остапа куренным атаманом после гибели прежнего атамана.
Долг многое значит для Остапа. Поэтому он не упрекает отца за убийство брата-изменника. Для отвернувшегося от товарищей, Родины, веры человека не может быть другой участи.
Сцена, где окружённый врагами Остап попадает в плен, выстроена Н. В. Гоголем в духе героического эпоса. Тарас видит, как старший сын отбивается от окруживших его шестерых, а потом восьмерых поляков. Как былинный богатырь, Остап осыпает врагов ударами меча, заставляя отступить, пока их количественный перевес не становится фатальным. Он попадает в плен в разгар битвы, не прекращая сопротивляться, не опуская обагрённого кровью меча.
Казнь
Для «коренного полковника» Тараса Бульбы Остап и Андрий были не только сыновьями, но и соратниками по оружию. Старший сын остался таковым до своего смертного часа. Казнь героя даже поляков заставила подивиться его стойкости, бесстрашию, презрению к смерти и врагам. Самыми страшными муками враги не смогли сломить его воли. В страшном эпизоде казни образ Остапа трагичен и вместе с тем величественен. Тарас же охвачен чувством отцовской боли, нежности и гордости за сына, не унизившего чести отца и Родины, показавшего пример подлинного мужества своим товарищам и своим врагам. Как сына и как товарища он поддерживает Остапа в самый тяжёлый момент своим откликом «Слышу!», и как за сына и товарища мстит потом полякам с необычайной жестокостью.
Вывод
Образ Остапа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — это образ героического человека, защитника Родины. Автор показывает неустрашимость и стойкость молодого казака, его верность товарищам. В этом Остап похож на своего героического отца — казацкого полковника Тараса Бульбу.
Характеристика образа Остапа может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.