Стародум — образ и характеристика героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Действующие лица комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» разделены на два лагеря: передовое, служилое дворянство и отсталое, поместное. Стародум — главный выразитель передовых, просветительских, гуманистических идей общества. Сущность этих взглядов становится понятной не только из монологов и реплик персонажа, но и по характеристике образа Стародума.

Роль в пьесе

Стародум, дядюшка Софьи, появляется в имении Простаковых внезапно, подобно гоголевскому ревизору. Его присутствие ломает планы хозяйки дома на принадлежащие Софье деньги. Чтобы получить согласие на брак его племянницы с Митрофаном, Простакова старается произвести на Стародума благоприятное впечатление. Но имеющий богатый жизненный опыт, хорошо разбирающийся в людях герой не позволяет себя обмануть. В этом заключается сюжетная роль персонажа — стать главной помехой в осуществлении замыслов госпожи Простаковой. Но главное назначение образа — донести до читателя (или зрителя) важный идеологический посыл автора. Эту функцию осуществляют все положительные герои комедии, включая Софью. Однако именно Стародуму принадлежит здесь ведущее место, поскольку он старше и опытнее других.

Биография и качества характера

В качестве рупора взглядов автора, Стародум, конечно, несколько схематичен, не так колоритен и занимателен, как отрицательные герои. Но по сравнению с идеальным чиновником Правдиным и благородным офицером Милоном пожилой дворянин выглядит реалистичнее. Автор дал ему довольно сложную, противоречивую биографию, спорные качества характера, заставил рассказать о некоторых сделанных им ошибках. Так Фонвизин подчеркнул, что мысли Стародума выстраданы им, являются результатом нелёгкого опыта.

Будучи молодым офицером, герой с горечью убедился, что далеко не все его сослуживцы считают военную службу высокой честью, священным долгом перед страной. Для большинства армия только способ достичь высокого положения в обществе. Именно те, кто преследует карьерные цели, добиваются успеха, получают чины и награды, даже не участвуя в сражениях. Увидев в армии массу других несправедливостей, молодой офицер подал в отставку. С возрастом он понимает, что этот поступок − большая ошибка незрелого, слишком горячего юноши. Ведь чем меньше честных офицеров в войсках, тем легче укореняется там зло. Нужно не бежать оттуда, где творится бесчестие, а по мере сил восстанавливать справедливость. Уйдя из армии, Стародум лишь освободил дорогу злу.

Какое-то время дворянин провёл при дворе, считая, что именно там, на самой вершина власти определяется судьба государства. Однако он не нашёл среди правящей элиты людей, озабоченных благом страны и народа. Каждый вельможа думает лишь о собственном благополучии и потому изощряется в угождении власть имущим. Того, кто, подобно Стародуму, беспокоится о наилучшем государственном устройстве, рано или поздно выдавливают из придворной среды. Обострённое чувство справедливости делает пребывание героя при дворе невозможным.

Настоящего успеха Стародум добивается, отказавшись от честолюбивых планов и уехав в Сибирь. Зарабатывая в далёких краях состояние, он одновременно трудится на пользу Родине – способствует освоению необжитого пространства, развитию промышленности. Живое дело, практический труд в итоге оказались самым правильным выбором для честного и деятельного человека. Погружённый в свои дела в Сибири, Стародум едва не потерял Софью. Теперь он раскаивается в том, что не позаботился о девушке своевременно, допустил, чтобы она оказалась в семействе Простаковых. Это могло пагубно сказаться на душевных качествах и судьбе юной дворянки. Зато дядя обеспечил племянницу состоянием, достаточным для того, чтобы деньги не играли роли в выборе супруга. Как человек, несущий ответственность за жизнь молодой родственницы, Стародум руководит её выбором, но ничего не решает помимо воли самой Софьи.

Взгляды Стародума


Основы мировоззрения героя раскрываются в его беседах с единомышленниками: Правдиным, Милоном, Софьей. Молодые представители передового дворянства полностью разделяют его идеи. Почему же фамилия персонажа словно говорит об устаревших взглядах Стародума?

Дело в том, что главный идеолог комедии призывает вернуться к тому пониманию дворянского долга, которое было заложено Петром I, и от которого общество отказалось при Екатерине. Он призывает вспомнить о долге перед государством, семьёй, крепостными людьми, самим собой, как его понимали при Петре. Его монологи — развитие основных положений дворянского кодекса. В екатерининское время ему следуют лишь формально, а в реальности живут в полном противоречии с ним. В какой-то степени мысли Стародума можно считать устаревшими, хотя они соответствуют вневременным представлениям о высоконравственном, широко образованном, независимом человеке и идеальном общественном устройстве. Этот идеал и в наши дни ещё не достигнут. Так что взгляды почтенного дворянина на жизнь, долг человека, труд, устройство семьи, саморазвитие и прочее, скорее всего, обогнали своё время.

Вывод

Как все литературные герои, изображающие идеального человека (Штольц у Гончарова или Костанжогло из II тома «Мёртвых душ»), образ Стародума в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» не вполне реалистичен. Но свою задачу — противопоставить бестолковой и пустой жизни Простаковых нравственные критерии порядочного, осознающего свои обязанности дворянина — он выполняет успешно, в полном соответствии с замыслом автора.

Характеристика образа Стародума может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *