«Пороша» (С. А. Есенин) — анализ стихотворения

Сергей Александрович Есенин уникальный поэт — певец русской природы. Он мог создавать необычные, запоминающиеся яркие образы. Поэт для каждой строчки в стихотворении подбирал такие слова, которые смогли бы затронуть душу читателей. Для молодого начинающего поэта, каким он был в момент создания стихотворения «Пороша», важно было быть максимально открытым для тех, кто будет читать его стихи.

История создания

1914 год — это то время, когда Есенин перебрался из села Константиново в Москву. Там начинающий поэт впервые начал публиковать свои произведения и постепенно приобретал известность. Его стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году и опубликованное в том же году в журнале «Мирок», передаёт тоску по тишине и покою родного села. Юноше не хватало общения с природой, он скучал без снежных сугробов, зимней стужи и крепкого льда на речке. Есенин создавал в своих стихах народные русские пейзажи, чтобы показать духовную близость человека с природой. Городские жители с удовольствием читали произведения молодого поэта. Они будто узнавали заново российскую глубинку.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Пороша» относится к жанру пейзажной лирике.

Размер произведения — четырёхстопный хорей с использованием перекрёстной рифмы.

Композиция

Четыре смысловые части распределились таким образом:

  • 1 часть — первое четверостишие. Эта часть содержит два коротких назывных предложения, которые передают отрывочные мысли лирического героя. Важная информация в этом четверостишии отсутствует.
  • Вторая часть описывает «спящий лес».
  • В третьей части присутствует образ сосны.
  • Четвёртое четверостишие снова возвращает читателей к лирическому герою.

Композиционное построение закольцовано образом главного героя и его ощущениями.

Образы и символы

Автор глазами лирического героя смотрит на природу и восхищается ею. Для героя важны мельчайшие детали, он указывает на них читателю, стараясь развить у него внимательность и чуткость. Сам Есенин считает себя человеком из народа, поэтому использует в своём стихотворении просторечные выражения («понагнулась» и «подвязалася»).

В стихотворении уделяется большое внимание зимнему лесу. Этот образ чудесен, по мнению автора. Лес у Есенина «заколдован невидимкой». Читатель задумывается: «А кто же заколдовал деревья леса?». Лес живёт своей жизнью: слышен громкий стук, скрип проезжающих саней, стоны наклонённых деревьев и кустарников.

Темы

Тематика стихотворения «Пороша»:

  • Основная тема — любовь к природе и к своей малой Родине. Русские пейзажи завораживают своим могуществом, чистотой и красотой. Лирический герой восхищается этими пейзажами, всё вокруг вызывает у него радостные чувства, успокаивает.
  • Тема зимы раскрывается благодаря образам сосны, дороги, а также благодаря звукам (звон саней, стук дятла, гомон ворон).
  • Тема леса и его обитателей оживляет картину зимы: птицы активно ведут борьбу с холодом, пытаются побороть голод. Жизнь не стоит на месте.

Проблемы, настроение

В стихотворении описана красота обычных вещей: заснеженных деревьев, дороги, почти заметённой снегом. Это произведение Есенина — его признание в любви к своей Родине. Поэт в своём стихотворении демонстрирует единство природы и человека. Природа живая, имеет душу, помогает человеку всегда и во всём. Родина заряжает человека эмоционально и наполняет его светлыми чувствами.

Идея

Основная мысль стихотворения «Пороша» состоит в том, что, если человек умеет видеть красоту природы, он способен наслаждаться жизнью, каждым её мгновением. Нужно только уметь слышать и видеть прекрасное. Поэт и природа в произведении — это единое целое. Есенин посвящал своё стихотворение детям. Он отправлял даже взрослых в мир ребёнка, поэтому лес у него живой, сказочный.

Средства выразительности

Есенин пишет без прикрас, добавляя в сюжет простые средства выразительности:

  • Просторечная лексика только украшает стихотворение — «подвязалася», «понагнулась».
  • Эпитеты — «белою косынкой», «бесконечная дорога», «серые вороны».
  • Метафоры — «стелет шаль», «заколдован невидимой».
  • Олицетворения — «дремлет лес», «повязалася сосна», «дорога убегает лентой вдаль».
  • Сравнения — «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».
  • Инверсия — «скачет конь», «повязалася сосна».

Благодаря ярким средствам выразительности (эпитетам, олицетворениям и сравнениям) поэту удаётся показать читателям настоящую стужу среднерусской полосы и красоту зимнего пейзажа. Полный выразительности язык Есенина помогает оживить воображение читателя. Лес у Есенина дремлет, дорога убегает, конь скачет, валит снег. Всё вокруг живёт, движется, заставляя поддаваться этому движению.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *