«Край ты мой заброшенный…» (С. А. Есенин) — анализ стихотворения

Сергей Александрович Есенин был влюблён в Россию, в её природу, в деревенскую жизнь, к которой привык с детства. Но кроме воспевания русских пейзажей у этого поэта встречаются стихотворения, в которых он показывает и революционные образы. Таких тем у поэта немного, так как его больше привлекали темы любви и природы.

История создания

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» написано Сергеем Есениным в 1914 году, а впервые опубликовано было в 1916 году в сборнике стихов Есенина «Радуница». Поэт был влюблён в природу русской глубинки, его восхищала её красота. Есенин всегда подчёркивал своеобразие русских пейзажей и крестьянского быта. Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» говорит не о красотах деревни, а о том, что в русских деревнях постепенно угасает жизнь. Автора преследует грусть. Война принесла людям разруху, дома было восстанавливать некому, деревни постепенно вымирали. Многие писали письма поэту о том, что провинция уже не выживет. Есенин всё это видел своими глазами, когда приезжал навестить родные края. Это очень печалило поэта.

Жанр, направление, размер

Несмотря на всю грусть, стихотворение лирическое. Строчки произведения передают чувства и размышления Есенина. По жанру стихотворение «Край ты мой заброшенный…» принадлежит к пейзажной лирике, а по направлению относится к новокрестьянской поэзии.

Размер стихотворения — хорей. Рифмовка текста перекрёстная, в которой происходит чередование мужской и дактилической рифмы.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. У четверостиший есть законченные мысли. Весь текст делится на 2 смысловые части:

  • В первой части идёт описание заброшенности деревни. Из-за этого поэт грустит.
  • Вторая часть содержит вопрос без ответа. Автор предчувствует трагичность судьбы русской деревни, всё же думая о лучшем.

Лирический герой обращается к своей родной деревне. подмечает все детали, говорящие о её «бесхозности», заброшенности.

Образы и символы

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» присутствуют следующие символы:

  • Образ монастыря возник из-за идей христианства, которые были главными в мировоззрении молодого поэта.
  • Изба — это философский символ. Она представляет собой отдельную жизнь со своим укладом, мудростью и отношением к труду. Стареют избы, и уходит тепло и ласка из русской деревни.
  • Чёрный ворон, который бьёт крыльями в окно — символ тьмы, мрака всего происходящего, несущего с собой смерть.
  • Черёмуха — невеста в белой одежде, которая вынуждена прощаться с тем, что было когда-то дорого каждому жителю деревни. Кроме того, это цветущее дерево с летящими белыми лепестками сравнивается с метелью. Эти падающие черёмуховые лепестки передают настроение уныния.
  • Родина снова присутствует в стихотворении Есенина, потому что он посвящает стихи своим родным местам. Поэт говорит со своей Родиной, как с живой. Село Константиново, как и многие другие русские деревни и сёла, очень изменилось. Есенин, посещая родные места, уже не ощущал прежнюю радость от встречи с Родиной.

Темы

У Есенина все рассматриваемые темы очень просты, они тревожат каждого жителя деревни:

  • Угасание деревенской жизни. Это печально, так как автор представляет читателям картину заброшенности, безысходности и неизбежности происходящего, поэтому и нужно русскую деревню спасать от гибели.
  • Поэт тревожится о судьбе деревни, испытывает страх за её будущее.
  • Следующая тема, без которой не могут обойтись стихи Есенина — любовь к Родине.

Проблемы, настроение

  • Проблема чередования всех процессов по какой-то высшей силе, не зависящей от человека и обстоятельств. Всё будет так, как суждено заранее. Разрушить легко, а восстанавливать гораздо тяжелее. Можно жить лишь воспоминаниями.
  • Следующую проблему создала война — это разруха и бедность. Поэтому и говорит Есенин, что его край заброшенный.

Настроение текста передаёт тоску, уныние и безысходность:

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Идея

Смысл стихотворения в том, что иногда человек не видит возможности бороться за счастливое изменение будущего. Из-за великой любви к Родине Есенин хочет увидеть возрождённую деревню. Эта мысль согревает ему душу, не даёт угаснуть надежде, что деревни глубинки России снова начнут жить своей полноценной жизнью.

Человеку очень важно всегда сохранять места, важные для его памяти, заботиться о них, чтобы было куда прийти вспомнить, как когда-то был здесь по-настоящему счастлив. Для Есенина важно передать красоту природы в стихах и передать её поколениям.

Средства выразительности

Есенин использует такие тропы:

  • Метафоры — («ветер плесень… окропил», «черёмуха машет рукавом», «солома-риза»).
  • Эпитеты — («край заброшенный», «сенокос некошеный»).
  • Сравнение — («как метель, черёмуха»).
  • Аллитерация — (использование звука «с» сродни звучанию ветра, это похоже на тихий шелест и чуть слышный шорох).
  • Ассонанс — (звук «ы», как картина пустоты вокруг).
  • Литота — («избы… всех-то пять»).
  • Просторечия — («сказ», «жисть», «забоченились»).
  • Книжная лексика — («окропил», «заревая»).
  • Слова, использованные в церковных книгах — («риза», «окропил»).
  • Обращение — «край ты мой заброшенный», «край ты мой, пустырь»).
  • Риторический вопрос — («уж не сказ ли…путнику нашептал ковыль?»).

Все эти средства оживляют пейзаж, делают его немного таинственным и загадочным. Есенину удаётся заинтересовать читателей, а значит, и обратить внимание на те проблемы, о которых он повествует в своём стихотворении.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *