Повесть «А зори здесь тихие…» Бориса Львовича Васильева повествует о молодых девушках-зенитчицах, служивших на 171 разъезде в Карелии. Пятеро из них являются главными героинями, которые пошли под руководством коменданта разъезда старшины Васкова перехватить группу немецких диверсантов. У каждой из них была своя жизнь, у некоторых была первая любовь, семья, все они строили планы на будущее, но всё перечеркнула война. Автор тщательно вырисовывает портрет и характер каждой из пятерых. Особенно трогательно дана характеристика образа Гали Четвертак, самой юной, мечтательной и ранимой из пяти героинь.
Содержание
Подкидыш
Гале Четвертак всего 17 лет. Это невзрачная, маленькая девушка «худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки» с печальными глазами («как у тёлушки»). Жизнь девушки была несладкой. Младенцем она попала в детский дом. «Её туда просто подкинули, как ненужную вещь». Девушка не знает своих родителей, своей фамилии, имени.
Фамилию Четвертак получила в детском доме из-за своего маленького роста («…на четверть меньше остальных…»). В приюте девочке было очень плохо. Её буйная фантазия часто приводила к неприятностям. А выдумщицей Галина была отменной. Она придумывала всякие истории про приведения, и сама однажды нарядилась в привидение, чтобы пугать детей. А потом Галина вдруг влюбилась, и весь детдом забросала любовными записками.
Галя мечтала стать знаменитой певицей. Она фантазировала, сочиняла небылицы, сама в них верила. Так появилась «на свет мама — медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама». Мечтательную девочку не очень любили ровесники и персонал, но она с удовольствием возилась с младшими школьниками, рассказывая им свои фантастические истории.
Когда Галя подросла, воспитатели детского дома с радостью отправили её в библиотечный техникум и вздохнули свободно. Они считали, что эта профессия очень подойдёт к её мечтательному характеру. Когда началась война, девушка отправилась со всей группой в военкомат. Всю группу взяли, а её отправили восвояси: не подходила для бойца ни по росту, ни по возрасту. В конце концов, Гале пришлось насочинять множество историй о том, что ей нужно попасть на фронт. Военный комиссар, устав от Четвертак, отправил её в зенитный полк.
Война
Война в фантазиях девушки представлялась другой. Для Галины она была местом, где можно прославиться, совершив подвиг, выделится. Но попав на фронт, она понимает, что война не праздник, а неукоснительное выполнение приказов и устава. «Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем не похожи на Галины представления о фронте». Это открытие оказалось серьёзным срывом для девушки.
В отряде, как и в детском доме, все смеялись над выдумками Галины, не воспринимали её всерьёз, подшучивали. Ей частенько, как в детском доме, приходится плакать из-за шуток однополчан. Только Женя Комелькова относится к Четвертак с сочувствием, жалеет её, пытается успокоить, творит из неё красавицу. Со временем Гале начинает сочувствовать Рита Осянина, поэтому берёт её в группу зенитчиц, которая должна была перехватить немецких диверсантов.
В боевой обстановке
Боец из Гали получился никудышный. Ещё при переходе через болото, она умудрилась потерять сапог. Из-за промоченных в холодной воде ног, Галя простужается, у неё поднимается жар. Бойцам приходится заботиться о ней.
Спецоперация по ликвидации диверсантов ещё больше развеяло романтические мысли о подвиге и войне. Романтичная, мечтательная ранимая девушка, увидев мёртвую Соню Гурвич отчётливо понимает, что война — это боль, кровь, смерть. На протяжении всех последующих событий образ мёртвой подруги стоит у неё перед глазами, и она не может преодолеть этот животный ужас. Поэтому, Галя в страхе бросает оружие и закрывает уши, во время первого боя, («Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась»), поэтому так глупо погибает во время вылазки с Васковым, не сделав ни одного выстрела.
Во время той вылазки Васков надеялся вдохновить девчушку, показать ей своё доверие, удостовериться, что Галя просто растерялась, воспитать бойца на личном примере. Спрятанная в укрытие девушка, только, что увидевшая смерть подруги, не выдержала напряжения, и выбежала, сразу попав под автоматную очередь. Васков, заступившийся за неё в первый раз, когда она струсила во время боя, не выдаёт Галю и в этот. Федот сообщает, что Четвертак погибла «в перестрелке».
Вывод
Образ Гали Четвертак воплотил в себе мечтательную, ранимую девушку-выдумщицу, почти ребёнка и по характеру, и по поведению, и по мышлению. Создавая это образ, писатель ещё больше обнажает звериную сущность фашизма. Из-за нелепой гибели Гали ещё острее чувствуется вся жестокость войны, в результате которой умирают такие юные создания — девочки, ещё не видевшие ничего в своей жизни.
Характеристика образа Гали Четвертак может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.