Лидия Михайловна — образ и характеристика героини рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»


«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за тο, что сталось с нами после». В. Распутин «Уроки французского».

Писатель Валентин Распутин родился в 1937 г. и в полной мере ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.

В своём автобиографическом рассказе он вспоминает о том, что в 1948 г. мать привезла его в райцентр для продолжения учёбы в 5 классе, т.к. в их селе была только начальная школа.

Время было очень тяжёлое — недавно закончилась война. В стране не хватало самого необходимого, в том числе продовольствия, но жизнь продолжалась, а умному и способному ребёнку надо было учиться. Так в возрасте 11 лет он начал самостоятельную жизнь.

В это сложное для него время, когда он страдал от постоянного недоедания, тоски по дому, появился человек, сумевший понять сложную жизненную ситуацию мальчика и попытавшийся помочь ему. Этим человеком была учительница Лидия Михайловна. Характеристика образа Лидии Михайловны может уложиться всего в одну фразу: она была настоящим человеком и настоящим учителем.

Внешность и характер

Рассказ – это малая форма художественной прозы с небольшим количеством действующих лиц и одной сюжетной линией. Сам формат рассказа не предполагает развёрнутой характеристики персонажей, поэтому о жизни Лидии Михайловны, её внешности и характере сказано очень мало. В основном это детские выводы героя рассказа, а также некоторые моменты из её жизни, рассказанные мальчику самой учительницей. Больше всего характеризуют человека его поступки.

Ей, по мнению мальчика, примерно 25 лет. У неё было правильное лицо с чуть прищуренными глазами, чтобы скрыть косину. Улыбалась она сдержанно, не до конца раскрывая улыбку. Чёрные волосы её были коротко острижены.

Войдя в класс, Лидия Михайловна здоровалась, но не сразу усаживала детей, а внимательно осматривала каждого, иногда делая шутливые замечания, которые обязательно затем исполнялись.

Учительница казалась мальчику необыкновенным, не похожим на всех остальных, человеком. Он пишет, что даже не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, «питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной». Это обожествление предмета сильного детского восхищения знакомо, наверно, многим.

Она рассказала мальчику, что родилась на Кубани и в детстве была отчаянной и подвижной, приносила родителям много хлопот. И сейчас, по её словам, в ней много осталось от ребячества: «Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию…» Она очень точно определила ту грань, за которой начинается у людей ощущение наступления старости: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком».

Лидия Михайловна, внимательно оглядев класс, сразу заметила, что лицо одного из её учеников в ссадинах и синяках. Оказалось, что его избили мальчишки после игры в «чику» – азартную игру на деньги. Далее выяснилось, что мальчик таким способом приобретал деньги на молоко, которое ему было необходимо: у него было малокровие.

План учительницы

Лидия Михайловна поговорила с хозяйкой своего ученика, с ним самим и выяснила, что он голодает. Желая помочь, она назначила ему дополнительные занятия по французскому языку у себя дома — так она хотела подкармливать ребёнка. Но мальчишка был упрямый, застенчивый и очень гордый. Он ни в какую не соглашался садиться за стол. И тогда она придумала собрать ему посылку якобы от матери, в которую положила макароны, гематоген, повышающий гемоглобин в крови, и сахар. Но мальчик разгадал её хитрость — таких продуктов у матери не было — и вернул посылку учительнице. Лидия Михайловна на этом не остановилась и решила вовлечь его в другую, известную ей с детства азартную игру на деньги — «пристенок», чтобы выигранные им деньги считались как бы полученными законным путём, были честным выигрышем. Она делала вид, что сама увлекалась игрой, но исподтишка подыгрывала мальчику. За этой игрой и застал их однажды директор школы, живший с Лидией Михайловной через стенку.

Он не знал всех обстоятельств и был потрясён таким поведением учительницы, назвав его «преступлением, растлением, совращением».

Через 3 дня Лидия Михайловна уехала на родину — в Краснодарский край. А зимой мальчик получил от неё посылку, в которой, кроме прочего, было 3 красных яблока. Такие яблоки сибирский мальчишка видел только на картинке.

Вывод

Всем, кто учился в советской школе во времена Советского Союза, знаком этот тип учителей — заинтересованных в детях, небезразличных к их судьбам, готовых всегда прийти на помощь. Учителя тогда не занимались репетиторством, а сидели с учениками после уроков и терпеливо объясняли им трудный материал. Кстати, бесплатно. Поэтому образ Лидии Михайловны, её поступки не воспринимаются как что-то необычное или героическое. Она видела, что ребёнку надо было помочь — и помогала так, как понимала и как этому сопутствовали обстоятельства. Она просто была Человеком.

В связи с этим хочется сказать о другом. О человеческой благодарности.

Однажды Христос, входя в одно селение, встретил десять прокажённых. Проказа — страшная болезнь, при которой тело человека покрывается сначала язвами, а затем гноящимися струпьями. Увидев Христа, прокажённые закричали: «Иисус! Помилуй нас!» Он исцелил их, тела прокажённых очистились, они снова стали здоровыми. Но… Только один из них возвратился поблагодарить Христа, а другие девять продолжили свой путь, забыв о своем Спасителе.

Так вот, поступок учительницы — это поступок нормального человека. Но то, что писатель через столько лет помнит об оказанной ему много лет назад помощи, благодарен за неё, характеризует самого автора как истинного Человека. Благодарность облагораживает того, кто благодарит, она утверждает в мире милосердие.

Характеристика образа Лидии Михайловны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.