Фамусовское общество — образ и характеристика героев комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Фамусовское общество в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» представляет «век минувший». Представители фамусовского общества — это и сам Фамусов, и люди из его домашнего окружения, и гости, которые были на званом вечере в его доме. Характеристика фамусовского общества показывает нравы и идеалы его представителей.

Фамусовское общество: описание его представителей

Грибоедов очень колоритно и ярко показал образы представителей фамусовского общества:

  • Богатый московский барин Фамусов — самодовольный немолодой человек, имеющий большой вес в обществе из-за своего богатства и высокой должности управляющего в казённом учреждении.
  • Молчалин — тихий и скромный секретарь Фамусова, мечтающий о высоких чинах и богатстве.
  • Скалозуб — полковник, поставивший себе цель стать генералом.
  • Другие гости Фамусова — светские люди, распространявшие сплетню о сумасшествии Чацкого.

Дочь Фамусова Софью тоже можно отнести к фамусовскому обществу, хотя характер этой девушки неоднозначен. Она была наделена положительными качествами, которые и привлекли к ней Чацкого. Однако светское общество, в котором она вращалась, подавляло эти качества.

Нравственные и жизненные идеалы

Объединяет многих представителей фамусовского общества то, что они признают жизненной ценностью только знатность и богатство. Они считают, что ради этих ценностей можно поступиться совестью и нравственностью. Идеалами для них являются люди, которые, чтобы занять высокое положение в обществе, умеют «подслужиться» (например, как «почтенный камергер» Кузьма Петрович и Максим Петрович, добывший себе чины, «сгибаясь вперегиб»).

Взгляды фамусовского общества на жизнь

В комедии «Горе от ума» Грибоедов показал, как относятся представители «века минувшего» к различным сторонам жизни.

Отношение к службе и богатству

Богатство является главным мерилом достоинств людей — таково мнение представителей фамусовского общества (кроме Софьи). Фамусов говорит, что в Москве у кого «наберётся душ тысячки две родовых, — тот и жених», хоть он и «плохенький». Когда княгиня Тугоуховская узнала, что Чацкий не богат и не имеет придворного звания, мгновенно передумала звать его в свой дом на вечер — бедняк её дочерям не пара.

Служба для представителей фамусовского общества — это всего лишь средство для достижения чинов и богатства. Например, Фамусов к служебным обязанностям относится формально, у него «подписано, так с плеч долой». Из-за таких, как Фамусов, в учреждениях процветает семейственность. Этот барин устраивает свою родню на службу в казённое учреждение, в котором служит управляющим. «…Ну как не порадеть родному человечку!..» — восклицает он.

Отношение к крепостному праву

Представители фамусовского общества положительно относятся к общественному устройству России и к крепостному праву. По их мнению, ничего нет зазорного и противоестественного в том, что к своим крепостным людям баре относятся, как к вещам, и не признают за ними абсолютно никаких прав. Например, барыня Хлёстова к своей крепостной «арапке-девке» относится так же, как к комнатной собачке.

Отношение к иностранному влиянию

Люди фамусовского круга считают, что «нет в мире лучше края», чем Франция. Для них характерно преклонение перед всем западным. По их мнению, без иностранцев «нет спасенья», а «европейское поставить в параллель с национальным» никак нельзя. В светских салонах и на балах господствует «смешенье: французского с нижегородским», поэтому «французик из Бордо» в России не встретил «ни звука русского, ни русского лица».

Отношение к просвещению и образованию

Светские люди, приехавшие на вечер к Фамусову, отрицают пользу просвещения, по их мнению, оно вредно для общества. Например, полковник Скалозуб считает, что вскоре в школах, гимназиях и лицеях будут «учить по-нашему: раз, два; //А книги сохраняют так: для больших оказий». А Фамусов называет учёность «чумой» и считает, что надо «забрать все книги бы да сжечь».

Отношение к смыслу слова «ум»

Люди фамусовского круга понимают ум в житейском. практическом смысле этого слова. Для них умный человек — это тот, кто богат и имеет высокое положение в обществе. Они уважают не интеллект, а тот ум, который помогает стать знатнее и богаче.

Отношение к любви

Для представителей фамусовского общества счастье состоит в богатстве, а не во взаимной любви, поэтому их взгляды на брак очень приземлённые. Фамусов заявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он мечтает выдать её за Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». Софья — единственная из фамусовского окружения, кто ценит взаимную любовь. Молчалин лишь притворяется влюблённым в неё с целью снискать её расположение, а значит, и расположение Фамусова, в силах которого продвинуть его вверх по карьерной лестнице.

Чацкий и фамусовское общество

Грибоедов показывает, что конфликт Чацкого и фамусовского общества состоит в том, что у них абсолютно разные взгляды на жизнь.

Фамусовское общество не принимает Чацкого из-за того, что этот герой обвиняет светских людей в ненависти к просвещению, в подражании всему иностранному, в бесчеловечном отношении к своим крепостным, в раболепстве перед вышестоящими.

Вывод

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» показано, что для всех представителей фамусовского общества присущи общие для них черты: отношение к службе как к средству получения чинов и богатства, отрицание пользы просвещения, отсутствие духовных интересов, преклонение перед всем иностранным, одобрение крепостничества. Основные черты фамусовского общества были присущи большинству власть предержащих в России 19 века. Именно реакционность и косность их взглядов были причиной отсталости страны.

Характеристика образа фамусовского общества может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *