«Silentium» (О. Э. Мандельштам) — анализ стихотворения

Осипа Эмильевича Мандельштама литературные критики давно причислили к акмеистам, к мастерам философской лирики. Особенностью его творчества является рассматривание таких важных вопросов: как произошёл мир, что важнее всего для человека и т. д. Поэт, передавая чувства лирического героя, берёт для примера древние эпохи. Именно в стихотворении «Силентиум» Мандельштам отразил литературные особенности акмеизма.

История создания

Впервые на страницах журнала «Аполлон» читатели прочитали стихотворение «Силентиум». В год его написания и публикации Мандельштаму исполнилось 19 лет. Поэт не только сочинял стихи, но и учился в германском университете. Юноша много путешествовал по Европе. Во Франции, встретившись с Гумилёвым, Мандельштам проникся зарождающимся литературным направлением. Отныне молодой человек сделал свой выбор: только акмеизм.

Прекрасное образование, знание мировой культуры и литературы позволили сделать творчество молодого поэта индивидуальным, глубоко уникальным.

Осип Эмильевич назвал своё стихотворение точно так же, как уже когда-то называл своё поэтическое творение Фёдор Тютчев. Молодой поэт тем самым попытался продолжить разговор на те же философские темы, которые поднимал раньше Тютчев. Мандельштам с трепетом относился к произведениям Тютчева, многие из них знал наизусть.

Жанр, размер, направление

Вечные темы, размышление над ними, привлечение к разговору своих читателей — это явные признаки философской лирики.

Стихотворение написано ямбом, имеет кольцевую рифмовку, полностью соответствует акмеистическому литературному направлению.

Композиция

Стихотворение «Silentium» состоит из четырёх четверостиший. Каждое из них содержит свой смысл:

  • Первое четверостишие — обращение к той, которую поэт называет «она». Возможно, это богиня любви Афродита. Это есть символ этого прекрасного чувства. Для героя она рождает музыку, прекрасные слова и саму жизнь.
  • Второе четверостишие — спокойствие, тайна бездны моря противопоставлены светлому дню, всё это раскрывает загадку появления богини любви.
  • Третье четверостишие — выражение желания героя возвращения к жизни и обретения чистоты, которую все получают при рождении.
  • Четвёртое четверостишие — призыв поэта к Афродите остаться в образе пены, пусть будет всё, как в первозданном мире:

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Образы и символы

В стихотворении «Silentium» система образов проста и понятна.

Лирический герой — умный, умеющий глубоко чувствовать.

Афродита — богиня, которая символизирует любовь между мужчиной и женщиной. Любовь является основой многого:

Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Образ моря — символ места зарождения Афродиты, из которого она должна появиться.

После публикации «Силентиума» многие заговорили о Мандельштаме, как о самобытном поэте. С этого момента он уже определился с образностью своих стихотворений, которую он искал, перечитывая произведения древнеримских и древнегреческих авторов. Мифы давали Мандельштаму ту гармонию, к которой он стремился. Поэт периодически возвращается к образу Афродиты.

Образ богини, родившейся из морской пены, повлёк за собой другой образ, полюбившийся Осипу Мандельштаму — это море. Поэт находил в этой стихии вдохновение для создания новых произведений. Стихотворение «Силентиум» насквозь пронизано ощущением шума, накатыванием волн, криком чаек. Поэт даёт возможность своему читателю развить своё воображение. Стихия природы, необъятного моря позволяет человеку оглянуться на себя, спрятать свою гордость, замолчать.

Темы, проблемы, настроение

Название стихотворения означает слово «тишина», если его перевести с латинского на русский язык. «Молчать!» — это не только призыв к тишине, это призыв к тому, чтобы стали слушать. Тишину нельзя выразить, значит, тематически это звучит так: «невыразимое». Многое можно понять через их первоначальный вид. А богиня была в своём начальном виде пеной, что было для неё красивым и правильным, а настоящая музыка может родиться только из молчания:

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Ещё поэт посвящает своё стихотворение теме одиночества человека, посвятившего себя творчеству. Его внутренний мир необходимо оберегать, хранить.

Всё же главной темой стихотворения принято считать тему любви. Поэт с самого начала произведения говорит, что в любви заложена основа жизни и творчества.

А проблемой «Силентиума» является обращение к истокам для познания истины. Настроение задумчивое, по-философски направленное на объяснении смысла жизни, сути творчества.

Идея

Рождается музыка, пишутся слова, помыслы создателей должны быть чисты. По мнению поэта, мысли должны быть выражены ясно. Смысл стихотворения: идеал для каждого человека будет свой:

Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово.

Средства выразительности

Поэт представляет в стихотворении «Silentium» следующие средства выразительности:

  • Эпитеты, помогающие наполнить текст яркими образами («кристаллическая нота», «чёрно-лазоревый сосуд»).
  • Метафора, демонстрирующая скрытый смысл («пены бледная сирень»,).
  • Инверсия, показывающая необычность языка стихотворения («дышат груди», «обретут уста»).
  • Сравнение («как безумный», «как кристаллическую ноту»).
  • Олицетворение («дышат моря груди»).

Все тропы стихотворения Мандельштама подчинены смысловому содержанию каждой поэтической строки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *