«Золотистого мёда струя из бутылки текла…» (О. Э. Мандельштам) — анализ стихотворения

В стихотворении «Золотистого мёда струя из бутылки текла…» Осип Эмильевич Мандельштам представил сюжетный диалог. Лирический герой беседует с друзьями в летнем домике. Произведение дополняется необычными образами, которые автор умело вписывает в обыденный диалог.

История создания

Стихотворение «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», было написано Мандельштамом в 1917 году в Алуште. Считается, что стихотворение достоверно передаёт беседу автора с семьёй Судейкиных, снимающих дачный домик за городом. К приезду гостя, хозяева домика не имели в запасе почти никакой еды. На стол был подан лишь мёд и чай. Именно поэтому многие считают разговор, описанный в стихотворении, реальным диалогом.

Литературоведы находят в нём отсылки на мифологические образы, определённые символы и скрытый смысл.

Жанр, направление и размер

В стихотворении «Золотистого мёда струя из бутылки текла…» сочетается сразу три жанра. Наиболее яркий из них – философская лирика. Автор в небольшом произведении сочетает множество размышлений, посвященных разным темам. Поэт передаёт через происходящий диалог свои мысли. Другой жанр — пейзажная лирика, так как в стихотворении присутствуют яркие описания природы. Также оно имеет определённый сюжет и является своеобразной жанровой сценкой.

Направление, к которому относится это стихотворение — акмеизм. Особенностью данного направления является яркость материальных образов, описанных поэтом.

Размер стихотворения — пятистопный анапест.

Композиция

Стихотворение состоит из шести четверостиший.

По ходу сюжета герои проделывают кольцевой путь, начинающийся с дачного домика. Дальше собеседники идут в сад, а затем снова в дом. При этом беседа персонажей позволяет им проследить за пространством и временем истории.

Лирический герой видит в Тавриде наследие Эллады. Его мысли от настоящего движутся от настоящего к прошлому, к мифам Древней Греции.

Образы и символы

Мандельштам использует целую палитру образов, каждый из которых имеет своё значение. Таким образом, пир собравшихся героев является олицетворением прошлого. Золотистый мёд с чаем укореняются в мыслях рассказчика, как любая память о прошедших временах.

Образ виноградника как бы переносит людей на поле старинной битвы. Лирический герой сравнивает жизнь винограда с войной.

Завершающими важными символами в произведении становятся два полотна. Одно из них – морское, находящееся под кораблём странствующего Одиссея. Второе полотно — это полотно, которое долго вышивала Пенелопа, ожидавшая возвращения своего супруга. Эти символы являются материальным воплощением всего пространства и времени.

Время и пространство представлены в тексте особым образом. Автор играет с их размерами и течением. В этом ему помогают различные символы. Таким образом, маленькая бутылочка перерастает в домик, затем задевает окрестности сада и, с помощью размышлений рассказчика, вырастает до масштаба мифологической Тавриды, а после становится целым миром античного времени. Но в конце концов поэт возвращает читателя в обычный дом, в который приходит Одиссей после многолетнего приключения. Таким образом, всё пространство под конец снова сужается.

Темы

Все темы произведения раскрываются в беседе главных героев. Находясь на дачном участке с виноградником, собеседники обсуждают насущные, волнующие их темы, рассуждают о прошлом, вспоминают мифологию. По всему произведению красной нитью проходит тема воспоминаний.

Таким образом поэт затрагивает в одном произведении разные темы и объединяет их все в общую идею, являющейся основной в его рассуждениях.

Идея

Основная мысль стихотворения «Золотистого мёда струя из бутылки текла…» заключается в том, что в жизни существуют такие моменты, которые объединены временем и пространством с пошлым, Автор уверен, что прошлое имеет большое влияние на судьбу человека.

Средства выразительности

Важную роль во всём произведении играют метафоры. С их помощью автор создаёт необычные глубокие образы, которые сложно расшифровать однозначно: «сонные горы обливаются воздушным стеклом», «виноград, как старинная битва, живёт», «корабль, натрудивший в морях полотно».

Особое внимание писатель уделяет эпитетам. В данном произведении они не только создают яркий образ, но и наделяют обыкновенные вещи волшебными свойствами: «золотистого мёда струя», «тёмные шторы», «тяжёлые бочки», «каменистая Таврида», «белые колонны», «огромный коричневый сад», «комната белая».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *