Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (городничий) — образ и характеристика героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»


«В „Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь.

Написанная в 1835 г. и поставленная в театрах Петербурга и Москвы комедия Гоголя имела большой успех, но сам автор не был удовлетворён тем, как была понята его пьеса: он задумал её о Хлестакове, а в театре играли о городничем.

Гоголь начал дорабатывать своё произведение и написал несколько пояснений: «Предуведомления для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора”», «Замечания для господ актеров» и др., в которых дал характеристики действующих лиц, описание их характеров, внешности и поведения. Поэтому можно сказать, что характеристика образа городничего, данная автором, самая точная и не требует переосмысления. Из неё и следует исходить при разборе этого персонажа.

Авторская характеристика

Городничий — «постаревший на службе» человек — значит, ему уже около 50 лет. Он взяточник, при этом «очень неглупый по-своему человек». Конечно, быть взяточником надо уметь.

«Ведет себя очень солидно» — так легче казаться умным и строгим руководителем. «Несколько даже резонёр» — этот тип персонажей появился в театре ещё со времён Мольера. Его роль — высказывать длинные нравоучительные суждения.

Поскольку каждое слово городничего значительно для подчинённых, то ему и не надо говорить много и громко. Достаточно просто сказать.

Гоголь характеризует городничего как человека с «грубо развитыми склонностями души». Да и как по-другому? Только такие люди и могли руководить при Николае I. Тонко чувствующий и совестливый человек на такой должности не смог бы выдержать.

Внешность городничего и его одежда соответствовали статусу: седые волосы коротко острижены, мундир с петлицами, ботфорты со шпорами…

Итак, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Н. Гоголь всегда вкладывал определённый смысл в фамилии своих персонажей. Что означает эта фамилия?

Значение фамилии

Словарь Ушакова: «сквозняк — сквозной ветер, резкая струя воздуха, проходящая в помещении через отверстия, расположенные друг против друга».

Слово «дмухати» — в переводе с украинского «дуть».

Таким образом, фамилия этого персонажа говорит о том, что он проникает куда угодно. А также запросто может надуть кого угодно, но при этом сделать вид, что он здесь ни при чем.

Характер и нравы городничего

С вышестоящими лицами Антон Антонович являет собой саму любезность и внимательность. Приняв Хлестакова за ревизора, он старается во всем тому угодить, предугадать его малейшее желание.

Городничий — хороший психолог. Он понимает, что у пьяного человека что в уме, то и на языке, поэтому старается получше угостить «ревизора» хорошими винами, делает вид, что принимает Хлестакова за простого приезжего, и создаёт в общении с ним образ примерного градоначальника.

Переселяя Хлестакова из гостиницы к себе, он думает не о гостеприимстве, а о том, чтобы тот был у него под контролем.

Он также хороший актёр, умеет вести двойную игру, делает вид, что постоянно печется о горожанах и об их благополучии. В то же время он пытается обвести «ревизора» вокруг пальца, мечтая сохранить своё место и свои привилегии.

Значительно дополняет характеристику героя и его речь: она резка и часто груба, в ней присутствуют бранные и просторечные слова.

Сквозник-Дмухановский — отец семейства: у него есть жена и взрослая дочь. С домашними он бывает суров, но это напускное — они могут из него вить веревки.

Как и любой отец, городничий желает видеть свою дочь счастливой, поэтому зять-ревизор видится ему вершиной счастья и для дочери, и для него самого. Будучи амбициозным, он уже видит себя генералом, живущим в Петербурге.

Его человеческая сущность раскрывается в финале пьесы, когда выясняется, что Хлестаков обманул всех. Только теперь городничий искренен: он по-настоящему страдает. На некоторое время он становится просто старым обманутым человеком. Он «трёх губернаторов обманул» — разве можно было подумать, что его самого могут обмануть другие?

Результаты деятельности городничего

По мере развития сюжета читатели (и зрители) видят, что городничий — совсем не тот человек, каким хочет казаться. Сам себя он представляет благодетельным главой города. Но по сути это властелин, позволяющий себе любое беззаконие: он мошенник и плут, обворовывающий городскую казну. Берет взятки. Привык действовать обманным путем. Как «человек умный», он не любит пропускать того, что само плывет в руки.

В авторском комментарий к комедии сказано, что притеснителем городничий стал из обстоятельств своей чиновничьей жизни и что злобного желанья притеснять в нём нет, просто нельзя пропускать того, что плывёт… А плывёт много, поэтому всё внимание обращено не внутрь себя, а на то, чтобы не пропустить плывущее.

Он отлично знает, с кем и какую тактику использовать в общении. В отношениях с начальством прибегает к лести, подхалимству, лицемерию.

Подчиненных городничий унижает, оскорбляет. Внешне он как будто пользуется авторитетом, но на самом деле его не уважают ни подчинённые, ни простые горожане.

Городские купцы готовы «лезть в петлю» от его самоуправства. Он приходит в купеческие лавки и выбирает всё, что ему хочется. Может, например, потребовать рулон сукна на 35 метров. Купцов возмущает такая наглость и жадность городничего, но, когда они пытаются дать ему отпор, он начинает их шантажировать тем, что наведёт в дом недовольного купца целый полк военных, и хозяин будет кормить и поить их. Или угрожает закрыть его лавочку. И за «откос» от армии он берёт взятки. Своим подчинённым он также разрешает брать взятки, но только не больше, чем берёт сам.

В день своих именин Антон Антонович требует бесплатных продуктов. При этом именины у него 2 раза в году.

Городничий не стесняется воровать из казны деньги, выделяемые на городское строительство. Например, он присвоил деньги на строительство церкви, которую даже не начинали строить. Городничий рекомендует сказать ревизору, что церковь была построена, но сгорела. При этом он гордится тем, что «в вере твёрд» и ходит в церковь каждое воскресенье.

Навык лицемерия развит в нём в высшей степени: регулярно играя в карты, «ревизору» Хлестакову он говорит, что в карты играть не умеет и считает, что игра в карты — это потеря драгоценного времени и что лучше употребить это время на государственную пользу.

И вот результаты его деятельности: в руководимом им уездном городе — полный упадок, ни одна служба не работает. Городничий прекрасно осведомлён о делах чиновников: он знает о страсти к охоте Ляпкина-Тяпкина, поэтому советует ему убрать арапник, висящий на самом виду в суде, но тут же добавляет, что его снова можно будет повесить, когда уедет ревизор. Знает и о беспорядках в богоугодном заведении и т. д. Городничий всё это видит, но ничего не предпринимает. Только весть о приезде ревизора подталкивает его к наведению порядка, хотя бы «видимого». Он даёт советы по исправлению ситуации, и эти советы показывают его как типичного бюрократа. Для него важно лишь внешнее впечатление, но настоящее положение дел и судьбы людей его совершенно не волнуют.

Попечителю богоугодных заведений Артемию Филипповичу Землянике он даёт указание заменить на больных грязные колпаки, и чтобы люди в своей одежде не походили на кузнецов. При этом больных должно быть меньше, чтобы было положительное мнение об искусстве врача. Советует хотя бы сделать вид, что в больнице проводят лечение.

Судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину городничий делает замечание по поводу нахождения «гусей с гусёнками» в присутственном месте (суде), а также рекомендует убрать «всякую дрянь», которая сушится на виду. А чтобы от заседателя не шёл винный перегар, советует ему есть лук или чеснок.

В замечании смотрителю учебных заведений Луке Лукичу Хлопову он говорит о том, чтобы тот следил за преподавателями, которые корчат рожи и ломают стулья: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Городничему неважно, как на самом деле идут дела в руководимом им городе. Для него главное — личная выгода и хорошее мнение начальства.

Вывод

Образ городничего в комедии «Ревизор» — собирательный потрет чиновника того времени, собирательный образ государственной власти современной Н. В. Гоголю России.

Но ужасно то, что это не только образ того времени. Сквозь текст комедии видятся лица современных чиновников. До сих пор очень мало изменилось и в их мышлении, и в их отношении к нуждам народа, которому они якобы служат, и в их жажде наживы… да и во всём остальном. Хотелось бы, чтобы на их «добродетельном пути» обязательно встретился свой ревизор.

Характеристика образа Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (городничего) может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

1 комментарий к “Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (городничий) — образ и характеристика героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.