Юлий Капитоныч Карандышев — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Все персонажи пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» на первый взгляд как будто не похожи друг на друга: происхождение, социальный статус, душевное устройство и т. д. у всех разные. Но вместе с тем они во многом схожи одними и теми же чертами характера и поведения. Фактически каждый из них ищет в сложившейся ситуации свою выгоду, и никто не заботится о чувствах и переживаниях других, все слишком заняты собой. Умная, красивая, романтичная Лариса Огудалова мечтает о возвышенной любви и не скрывает от Карандышева, каков её идеал мужчины — это Паратов. Но этот «блестящий барин» намно­го более примитивный персонаж, чем Карандышев, и даже Кнуров с Вожеватовым. Он сам себе даёт исчерпывающую характеристику: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Для него и брак — это тоже выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе за крупное приданое богатой невесты. «Все себя любят!», — отмечает с горечью Лариса. Но и она тоже любит только себя. Карандышеву она заявляет: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей —  разве я пошла бы за вас?»

В пьесе дана точная психологическая характеристика образа Карандышева и остальных персонажей. А совершаемое Карандышевым убийство является не возмездием за поруганную честь невесты, а лишь последней попыткой восторжествовать над соперниками, которые превосходили его во всём.

Побудительными причинами поступков героев пьесы можно назвать многие мотивы, но только нет в них жалости и сострадания. Ни у кого.

Личность Карандышева

Юлий Капитоныч Карандышев — молодой человек и жених Ларисы Огудаловой. Он небогатый чиновник. Все вокруг считают, что он ей не пара. Но это, конечно, вопрос спорный. Она тоже так считает, но всё-таки соглашается выйти за него замуж — других вариантов не предполагается.

Молодые люди знакомы уже 3 года. Он никогда не считался достойным женихом, но его не гнали из дома Огудаловых, а придерживали на случай, когда рядом никого более подходящего не было.

Став женихом Ларисы, Карандышев счастлив и не скрывает этого: старается почаще появляться с ней на бульваре, ходит, высоко подняв голову, едва кланяется знакомым и везде выставляет своё «я».

Сам он своё поведение объясняет тем, что это его реакция на многолетнее унижение от окружающих, а теперь ему можно «погордиться и повеличаться».

На самом деле, во все времена общество состояло и теперь состоит из людей разного социального положения и разного достатка. И это нормально. Но сами люди по-разному относятся к своему положению. Карандышев же был человеком самолюбивым и завистливым, он изо всех сил старался казаться тем, кем не мог быть априори. Он старался доказать, что стоит на одном уровне с сильными мира сего, и именно этим унижал себя в их глазах. По вполне определённым причинам он не мог жить и вести себя в том же стиле, что и Паратов, например. Он не подвергался бы насмешкам, если бы был самим собой, но чужую роль сыграть не смог и стал пародийным двойником Паратова.

Характер

Когда Карандышев официально был объявлен женихом Ларисы, его характер проявился в самых неприглядных поступках. Раньше он был спокойным, кротким человеком, но, едва став женихом, стал показывать свою власть над ней, обвинять её в фамильярности по отношению к Вожеватову, упрекать в том, что в своём доме они живут как в цыганском таборе, пытался запретить ей петь и так далее.

Стремясь сравняться со своими насмешниками, он становился ещё смешнее: с претензией обставил свой кабинет — получилось безвкусно; завёл себе лошадь и кучера — получилось смешно.

Лариса не считала Карандышева глупым, она называла его честным, хорошим человеком, глупым делало его болезненное самолюбие. Но она перестает его уважать после неудачного званого обеда за то, что он терпит насмешки, не может постоять за себя: «Я мужа своего, если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» Карандышев теперь кажется ей ничтожеством, он становится ей противен, о чём она ему и говорит прямо в глаза.

Лариса отказывается выходить за него замуж, и тогда Карандышев убивает ее со словами: «Так не доставайся ж ты никому!» Она же ведёт себя так, чтобы все подумали, что она выстрелила в себя сама.

Была ли любовь?

Со стороны Ларисы любви, конечно не было. Почему же она согласилась на брак с нелюбимым человеком?

Возможно, вместо несостоявшегося счастья с Паратовым она надеялась создать достойную и нравственную жизнь с Карандышевым, поэтому выбирает путь брака.

Но был ли Карандышев искренен в своём чувстве к ней?

Скорее всего, по-своему он любил ее. Но это чувство было у него в неразрывной связи с его амбициями, желанием «повеличаться», стать на одну ногу со своими соперниками. И эти амбиции обесценили всю его любовь.

Званый обед

Затевая званый обед, Карандышев имел тайное желание посмеяться над богатыми соперниками и отомстить им. Но у него ничего не получилось: он произносит тост за свою невесту, а получается похвальное слово самому себе; он чувствует своё равенство с ними, а гости видят только его позор и издеваются над ним.

У Паратова была определённая цель: он пришёл на этот обед, чтобы унизить жениха Ларисы в её глазах, и этой цели добился — в борьбе амбиций всегда побеждают сильные и преуспевающие. Теперь Лариса свободна от всех обязательств перед женихом.

Но, морально уничтожив Карандышева, Паратов не задумывается над душевным состоянием Ларисы, а Лариса, в свою очередь, не задумывается над душевным состоянием своего жениха и соглашается ехать за Волгу с человеком, который однажды уже обманул её. Ведь для Карандышева бегство гостей и невесты — это страшный удар по его самолюбию. Он говорит: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого».

Истина

Истина Ларисе всё-таки открывается: женитьба на бесприданнице для Паратова невозможна. Она видит уже настоящего Паратова, для которого выгода и расчет превыше всего. Отношения с ней пробудили в нём азарт игрока. А затем Ларису разыгрывают в орлянку Кнуров и Вожеватов. Но для неё разочарование в любимом равносильно потере смысла жизни.

В довершение ко всему Карандышев произносит по отношению к ней страшное слово «вещь». Он и сам относится к ней, как к вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин».

Выстрел Карандышева для Ларисы является благодеянием, потому что она находится на грани нравственного падения, согласившись фактически быть содержанкой Кнурова. Только смерть позволила сохранить ей цельность личности и высоту положения.

Вывод

Образ Карандышева в драме А. Н. Островского «Бесприданница» психологически точен. Это тип «маленького человека», не лишённого чувства собственного достоинства. Но это чувство у него гипертрофировано и берёт верх над чувством любви. Стать мужем Ларисы для него важно, в том числе, и для того, чтобы восторжествовать над Паратовым, который ещё чувствует ценность вещи по имени Лариса. Карандышев берёт в жёны бесприданницу, к тому же ещё и скомпрометированную отношениями с Паратовым, и чувствует себя благодетелем. Но ему не дают забыть, что это случилось лишь в силу неудачно сложившихся обстоятельств. Он по-прежнему остаётся в доме Огудаловых «запасным вариантом», хоть и в роли официального жениха. Карандышев это чувствует, и это его унижает.

Величие и блеск Паратова не дают спокойно жить ни Ларисе, ни её жениху, ни всем остальным в городе Бряхимове. И никто не понимает, что это величие иллюзорное. Карандышев хочет выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова, и это желание оказывается выше любви. Лариса стремится поскорее уехать в глушь, изменить свою жизнь, но он ставит условие: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватает­ся утопающий».

В финале пьесы Лариса благодарит Карандышева за его смертельный выстрел. Но он не жертва того жестокого мира, который изображён в пьесе, а часть его. Он стремится к Ларисе не только из-за любви, в нём горит желание отомстить своим обидчикам, продемонстрировать им своё моральное превосходство.

Характеристика образа Карандышева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

1 комментарий к “Юлий Капитоныч Карандышев — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»”

  1. Наталия

    Спасибо, очень полезная статья! Прочитали вместе с подростком, выяснили те моменты , где были вопросы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *