Соня Ростова — образ и характеристика героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


«Мысль народная» — главная идея данного романа «Война и мир». Но сам Лев Николаевич Толстой считал, что законы истории постигаются через внимательное изучение всего хода жизни человеческой, включая семейную. Основу «мысли семейной» в этом романе составляют три семьи: Болконских, Ростовых и Курагиных.

Извращённый мир семьи Курагиных противопоставляется Толстым миру Болконских и Ростовых. Но и в этих семьях внутренняя атмосфера имеет свои различия. Авторская характеристика образа Сони Ростовой помогает это понять.

Атмосфера семей Ростовых и Болконских

Семейный уклад, традиции и нравственная атмосфера в доме – важная составляющая семейного счастья. Болконские и Ростовы представляют собой образцы семьи, но во многом они противоположны. Поэтому князь Андрей недолюбливает старших Ростовых и Николая. А старый князь Болконский не хотел бы видеть Наташу Ростовой женой своего сына, поэтому старается оттянуть свадьбу.

Чтобы понять это противостояние, следует пристальнее вглядеться в уклад этих семей.

Семья Ростовых: гостеприимство и щедрость

Атмосфера этого дома не  может не очаровать читателей: Ростовы-старшие живут в любви и согласии, у них чудесные дети. Домашний уют притягивает и своих детей (они с радостью и нетерпением ждут возвращения домой), и чужих. В этом доме не скрывают своих чувств — все семейные радости и горести переживают сообща. Дом Ростовых славится в Москве своим хлебосольством и гостеприимством.

В семье Ростовых четверо своих детей (Вера, Николай, Наташа и Петя), а также приёмная дочь Соня и воспитанник Борис Друбецкой.

Но в этой, казалось бы, гармоничной семье присутствуют и настораживающие моменты: старшая Вера высокомерна и нетерпима к окружающим, а Соня страдает от невозможности сполна отблагодарить своих благодетелей и от неприятия её любви к Николаю.

Семья Болконских: закрытость и сдержанность

После отставки старшего Болконского семья живёт в имении Лысые Горы. В этом доме совсем другая атмосфера и порядки: здесь не откровенничают по любому поводу, только в наиболее важные минуты жизни произносятся самые важные слова. О любви говорят редко, так же редко открывают друг другу душу. Вернее, лишь приоткрывают.

Система нравственных ценностей в этом доме несколько иная, достаточно хотя бы вспомнить сцену прощания уходящего на войну князя Андрея с отцом.

Соня в семье Ростовых

Полное её имя — Софья Александровна Ростова. Сироту Соню ещё младенцем приняли в семью Ростовых, и теперь она носит фамилию своего дяди, Ильи Андреевича Ростова. Все дети Ростовы – её троюродные братья и сёстры.

Соня — второстепенный персонаж, но читатели следят за её жизнью на протяжении всех четырёх томов романа: сначала это 15-летняя девочка, а в конце эпопеи ей уже почти 30 лет. Почему же автор проводит этот образ через весь роман, хотя некоторые главные персонажи появляются только в определённом отрезке времени? Ответ на этот вопрос — впереди.

Внешность Сони

По сюжету романа читатели встречаются с Соней в 1805 г. — тогда она была миниатюрной тоненькой 15-летней брюнеткой. Её отличали мягкий взгляд, густая чёрная коса, два раза обвивавшая голову, и худощавые, но грациозные руки. Когда Соня спала, свернувшись калачиком, она походила на милую кошечку… Это сходство с котёнком (кошечкой) Толстой подчёркивает в романе несколько раз.

В 16 лет её красота расцвела ещё больше. Особенно красивой она казалась в минуты счастливого, восторженного оживления. Автор сравнивает красоту девушки с прелестью только что распустившегося цветка.

В 1810 г. Соне шёл уже 20-ый год. Она достигла того возраста, когда внешность уже не обещает ничего нового, но Толстой отмечает, что «и этого было достаточно…».  В этот период времени её любовь к кузену Николаю была на самом пике и обещала счастливую семейную жизнь.

В 22 года Соня выглядела румяной девушкой с чёрной косой. Она была похожа на «плавную, мягкую и гибкую кошечку». Толстой отмечает также, что в ней появилась неприятно-притворная улыбка (так показалось княжне Марье) и «несколько хитрая и сдержанная манера».

В эпилоге романа читатели видят уже 30-летнюю Соню. Она осталась одинокой и живёт в доме Николая Ростова. По словам Толстого, внешне Соня как будто не тяготилась этим и примирилась с теми обстоятельствами своей жизни, которые совершенно не зависели от неё. Но, возможно, это только казалось. Автор не раскрывает состояния души Сони, можно только догадываться, что чувствовала эта девушка, перед глазами которой протекала семейная жизнь человека, которого она любила больше всех на свете. Любила только его одного.

Соня терпеливо ухаживает за старой графиней Ростовой, разбившей её счастье, играет с детьми Николая… А те услуги, которые она оказывала и оказывает этой семье, принимаются как должное, без особой благодарности.

Характер

Соня — сирота, с младенческих лет она живет и воспитывается в доме Ростовых, называя графа и графиню Ростовых «маменькой» и «папенькой».

Соня — верная и преданная подруга Наташи. Сначала они делятся всеми своими детскими секретами, но когда наступил сложный момент в жизни Наташи (задуманный побег и венчание с Анатолем Курагиным), Соня спасает её от этой роковой ошибки. Она думает не только о позоре Наташи, но и о последствиях её поступка для семьи. Однако главная, постоянно мучающая её мысль о том, что она недостаточно ещё доказала свою преданность и благодарность семье за все проявленные к ней благодеяния, говорит о том, что сердце её ранено навечно. И рану эту нанесли ей именно те, кто являются её благодетелями.

Соня умна, хорошо учится и всегда помнит всё, чему её научили. Она благодарна семье Ростовых за то, что они её вырастили и воспитали. Эта благодарность порой становится слишком навязчивой, но это не её вина. Её просто поставили в такое положение. Да, именно в этой хлебосольной семье Ростовых, облагодетельствовавшей бедную сироту, она почувствовала всю свою уязвимость и невозможность реализовать себя так и в таком объёме, как дано было это родным детям Ростовых.

Соня преданно любит кузена Николая. Она из тех людей, которых называют однолюбами. Такова и княжна Марья: полюбив Николая Ростова, она поняла, что это навсегда. Но в княжне эта особенность характера показана как добродетель, а Соню попрекают её сильным чувством: графиня Ростова не желает брака своего сына с бесприданницей — для налаживания материального положения семьи предпочтителен брак Николая с богатой княжной Марьей Болконской.

Николай, так восторженно относившийся к Соне, мечтавший жениться на ней, говорил: «Соня! мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё… Я докажу тебе». Он сочиняет стихи для неё. И Соня уверена в своих чувствах к нему и говорит Наташе: «Что̀ бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь». И это правда, любовь её не только сильна, но и бескорыстна.

Но Николай, узнав о сватовстве Долохова к Соне, не был обрадован проявлением верности своей любимой девушки, не оценил его, но, наоборот, предупредил, что «не обещает ей жениться, так как еще молод и может влюбиться в другую». И Соня покорно приняла это.
Графиня Ростова против отношений Николая и Сони: она считает, что эта любовь испортит ему карьеру, и называет девушку неблагодарной. Если человека постоянно упрекать в неблагодарности, указывать ему на его место в семье, то поневоле сформируется вот это чувство жертвенности, которое буквально съедало Соню, и желание эту жертвенность постоянно демонстрировать. Графиня-мать открыто обвиняла Соню в заманивании Николая — как же тяжело было девушке жить в этом доме!

Соня пожертвовала своей любовью в угоду графине, которая всё-таки вынудила её написать письмо Николаю, объявив его свободным от своей любви. То, что блестящий офицер Долохов делал Соне предложение, а она отказала ему из-за сильной любви к Николаю, даже автором не ставится в заслугу девушке, констатируется лишь сам факт. А ведь это характеризует Соню как человека порядочного, не способного к предательству, умеющего сильно и преданно любить.

Николай перед свадьбой рассказал княжне Марье о своей любви к Соне. Он чувствовал себя виноватым перед ней и просил княжну не обижать бедную девушку. Княжна Марья старается любить Соню, но «не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их».

Вывод


Образ Сони Ростовой помогает читателям лучше понять других героев романа: графиню-мать, Николая, княжну Марью, Наташу и др.

Толстой несколько раз подчёркивает настойчивое желание Сони доказать свою благодарность приютившей и воспитавшей её семье. Это обстоятельство говорит само за себя: девушке никогда не давали забыть о её положении бедной родственницы, из милости принятой в семью. Материнскую любовь Толстой считал святой. Но он всё же разделяет любовь матери, воспитывающей Человека, от слепой любви к своему детёнышу, свойственной и животным.

Соню растят как родную дочь, но почему-то она никак не может забыть, что она «облагодетельствована», а это значит, что она, в сущности, чужая.

Характеристика образа Сони Ростовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.