Альфонс Карлович Берг — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Характеристика образа Берга, данная самим Л. Н. Толстым, однозначна и не допускает двойных толкований. Герой прост, одномерен, никак не изменяется по ходу сюжета, но писатель уделяет ему довольно много внимания. Самовлюблённый карьерист Берг чем-то автору интересен.

Явление героя

Альфонс Карлович, молодой гвардейский офицер, впервые появляется среди гостей на праздничном обеде в доме Ростовых. Автор представляет персонажа в доброжелательной, почти семейной атмосфере, которая противопоставлена фальши и манерности приёма в петербургском салоне Шерер. В этой среде Берг не выглядит чужеродным элементом. Там все приветливы и внимательны к нему так же, как к остальным.

За именинным столом трудно найти более довольного, вежливого и приятного человека, чем этот «свежий, розовый, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный офицер». Он пребывает в состоянии радостного удовлетворения собой и своим положением. Альфонс Карлович уверен, что все вокруг тоже счастливы при виде его благополучия, и спешит порадовать окружающих. Рассказывает о своих делах подробно, с деталями и пояснениями, со сдержанной улыбкой на привлекательном лице.

Секрет обаяния

Описывая Берга, Толстой прямо пишет о его самодовольстве и крайнем эгоизме. Герой убеждён, что значительнее, интереснее его особы на свете нет. Казалось бы, такой самолюбивый человек должен раздражать, вызывать презрение. Но нет, лишь остряк Шиншин легко, по-доброму, незлобиво подшучивает над молодым человеком, чего последний даже не замечает.

Альфонс Карлович не допускает мысли, что кому-то может быть не интересен, не замечает насмешливого, снисходительного отношения. Даже подозрения у него не возникает, что его могут счесть смешным или глупым. В этой самоуверенности — секрет его радостного мироощущения. Как пишет Толстой, персонаж повествует о себе «так мило, степенно», с «наивностью молодого эгоизма», что невольно вызывает симпатию. Он говорит о высокой смертности в пехоте во время войны, позволяющей быстрее продвигаться по карьерной лестнице, и его наивная откровенность изумляет и обезоруживает. Берг, конечно, карьерист и примитивный потребитель жизненных благ. Но при этом он не подл, не пытается достичь своей цели обманом или за счёт других.

Как не похож на своего приятеля другой молодой эгоист в романе — Борис Друбецкой! Он женится на Жюли Карагиной исключительно по соображениям материальной выгоды. Берг обвенчался с Верой Ростовой потому, что эта девушка подходит ему: знатный род, красота, светские манеры. Если Борис настолько подл, что, целуя невесту, обдумывает возможность длительных отлучек из дома, то Берг действительно любит свою избранницу. Просто эта любовь немыслима вне определённых условий. Он недвусмысленно намекает будущему тестю на отказ от свадьбы, если приданое не будет увеличено.

Молодого офицера нельзя заподозрить в пресмыкательстве перед высшими чинами. Его карьера строится на трезвом расчёте и честном исполнении своего долга. Он с улыбкой рассказывает, как кричал и ругался великий князь, почему-то недовольный его ротой. «Я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав… у меня по роте упущений не бывает». Альфонс Карлович не ищет протекции, как Друбецкой. Надо отдать герою должное: жизненного успеха он добивается собственными силами.

Частная жизнь

Со временем Альфонс Карлович становится полковником и, конечно, рано или поздно получит генеральский чин. Кроме этого, он постепенно движется к высокому положению в свете. Когда молодые супруги Берги устраивают небольшой приём, скромность и наивное обаяние снова помогают персонажу. Только высокомерная Элен, графиня Безухова, отказалась от приглашения «каких-то Бергов». Остальные гости не нашли в себе сил отвергнуть чистосердечную просьбу. Готовясь к вечеру, муж и жена так искренне довольны новой мебелью, ожидаемыми гостями, идеально обустроенной гостиной, что трудно не порадоваться за них.

В семье царит абсолютная гармония. Супруги ощущают себя центром мироздания, им не приходит в голову, что в мире может происходить что-то намного более значительное, чем их маленькие радости. Когда Ростовы готовятся к отъезду из Москвы, Берг приходит в дом тестя с просьбой дать ему мужика, чтобы погрузил купленную шифоньерку и столик на подводу, пообещав мужику хорошо заплатить. Новый предмет мебели обрадует жену. В Москву вот-вот войдёт неприятель, люди теряют близких, страна на краю гибели. Простодушный Берг не понимает, как всё это может быть важнее его гостиной и нового столика.

Вывод


Образ Берга, абсолютного эгоцентриста, нужно отнести к замечательным находкам Толстого. Персонаж по-человечески привлекает своим простодушием, позитивным мироощущением. Он ни к кому не питает враждебных чувств и удивительно хорошо живёт в несовершенном и сложном мире, не замечая ни несовершенства, ни сложности. Душа героя слишком мала, чтобы тратить её на окружающих. Его любви хватает только на себя. В мизерном, но уютном мире этот человек проживёт жизнь спокойно и счастливо, не мучаясь вопросами о смысле жизни. Его никогда не посетят сомнения в правильности выбранного пути. Ему всегда хорошо, потому что совесть его всегда спокойна.

Характеристика образа Берга может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *